Почти никто не заметил 180-летний юбилей со дня рождения великого русского писателя Льва Толстого. Наверно так увлечены борьбой с кризисом. Но мы все-таки, желая почтить память писателя, отправились на экскурсию в Ясную поляну.
Пасмурным и холодным субботним утром 13 декабря мы выехали на Симферопольское шоссе, чтобы добраться до Ясной поляны (210 км), потребовалось не более 3 часов.
Перед выездом я думал, что до Тулы будем тащиться очень долго, часто останавливаясь или замедляя ход из-за задержек движения, происходящих на таких трасах обычно из-за аварий, ремонтов и просто скопления медленных большегрузных автомобилей. Однако мы доехали удивительно быстро, лишь один раз постовой гаишник проверил документы.. И поскольку правила мы не нарушали, и в бумагах все было правильно, взятки давать не пришлось.
Деревья вдоль дороги подернулись инеем, побелели, выглядели живописно, снег еще не выпал, хотя температура опустилась до минус двух. И благодаря этому дорога оставалась сухой и чистой. И хотя было безветренно, но все равно как-то очень зябко, что не располагало к долгим пешим экскурсиям.
Перед музейной усадьбой находится просторная парковка, рядом чистый туалет за весьма умеренную ( 5 руб.) плату, с другой стороны небольшой рыночек, где продают художественные любительские поделки на тему Ясной поляны и лично графа Толстого Л.Н. Там мы купили тарелку, книжку и магнитик, а дальше, непосредственно перед входом в усадьбу, открыто кафе «Прошпект» там можно сравнительно недорого перекусить. Что мы и сделали и остались живы.
В кассе билет стоит 75 рублей и давал право на посещение дома Толстого и флигеля Кузминских, а также пешую прогулку по всей усадьбе. В доме Толстого можно увидеть личные вещи писателя, которые непосредственно характеризуют его личность и отношение к миру. За письменным столом маленький, узкий почти детский стульчик. Рядом на полу лежат разные по весу гантели. В шкафе рубашка, сапоги и картуз. Нет икон. Огромная библиотека, книги в непонятном порядке, так их расставил сам писатель.
Во флигеле Кузьминских развернута выставка о жизни писателя. Под стеклом вывешен его иностранный паспорт, подписанный Императором Николаем, и схема двух путешествий по Европе. После этого он уже не покидал Россию. Еще выставлены листы его рукописей, прочитать почерк Толстого невозможно. Это могла сделать только его жена, которая неоднократное переписывала все его сочинения.
Больше в Ясной поляне посмотреть не на что, что имело бы конкретное отношение к жизни Толстого. Ничего, кроме разве что его могилы. Это довольно уникальное захоронение, поскольку находится не на обычном или почетном погосте, наподобие кремлевской стены или мавзолея, а просто в лесу, возле оврага. На могиле нет ни надписей, ни надгробий, крестов, звезд, обелисков – просто безымянный зеленый холмик.
Необычным человеком был Лев Николаевич и похоронить себя завещал необычно. Что для него надгробья, склепы, мавзолеи – своей могилой он надсмехается над всей этой пышной условностью.
Несмотря на холод, мы прошли по наторенной тропинке к могиле находящейся в метрах 300 от флигеля Кузминских. Не зарастает к ней народная тропа.
По усадьбе можно прокатиться на бричке. Для ублажения туристов используются лошади из местной конюшни. Доходы от коммерческой деятельности позволяют решать хозяйственные проблемы, видимо дотационных денег не хватает. Подрабатывают местные музейщики на людской памяти к великому писателю.
По дороге назад из Тулы купили пряники. Наверно десятка два временных киосков с пряниками растянулась вдоль шоссе. У них тоже жаркая конкуренция за проезжающих туристов.
Вообще-то в быту Л.Н. Толстой хотел жить как можно скромнее и проще и превзошел в этом, пожалуй, самого Ленина. А тот-то какой простой и скромный был человек!!! Во всяком случае рассматривание обстановки яснополянского дома Толстого сразу воскрешает в памяти простоту убранства усадьбы в Горках.
Для тех, кто еще не успел побывать в Горках, поясню, что барский особняк, в который поселили больного вождя, был оснащен по последнему слову техники и являлся роскошным по внутреннему убранству, ультрасовременным строением для зажиточных буржуа того времени. А поскольку принадлежал он родственнице купца Морозова (финансировал Искру) местным крестьянам сжигать дом было строго настрого запрещено.
Только после смерти вождя, при создании музей обстановку немного упростили, чтобы она соответствовала плакатному образу самого человечного, простого и доброго. Но как они ни старались, обстановка в комнатах Толстого все равно выглядит гораздо проще.
Многие известные люди побывали в гостях у Толстого, только не был там Виленин, что конечно очень досадно. Однако хотя он и не смог добраться до Ясной поляны, зато написал статью «Лев Толстой как зеркало русской революции», чем обеспечил Толстому почетной место в советской литературе. Конечно, после этой статьи Толстой не стал гениальнее, но все-таки творчество Толстого стало доступнее советскому народу, поскольку чиновники и пропагандисты не решились бы его замолчать.