РАМЕНЬЕ – СПАС-УГОЛ – КАЛЯЗИН – КАШИН – КИМРЫ - ДУБНА

 В итоге  после поездки ( 3 мая) мы еще раз убедились, что дороги в Тверской области не пригодны для прогулок выходного дня. А если все-таки планируешь проехать по этой области, то прежде  выясни состояние дорог по твоему маршруту. Иначе - испорченное настроение, сломанная машина и горькое чувство зря потраченного времени.
     Из подмосковного Рогачева в Спас-Угол можно проехать по свободному и ровному шоссе через село Раменье ( название означает густой хвойный лес). На дороге встречается так мало машин, что начинаешь сомневаться: а не ведет ли она в тупик, не заканчивается ли бетонным забором с плотно закрытыми металлическими воротами?  Это же так знакомо в России, где хорошие дороги подчас ведут к запретным зонам. Но в этот раз спокойная и быстрая езда не закончилась разочарованием. Прошло  25 минут, и мы выехали к паромной переправе через канал им. Москвы. Паром курсирует  каждые полчаса (150 руб. за машину и 10 руб. за пассажира).


DSCN2725
   

 Под насыпью для въезда на паром, сразу не заметишь с дороги, устроена  могила со звездой, искусственными цветами и ленточками, но без таблички с информацией о погребенных, но судя по надгробию, военнослужащих. С насыпи к ней обычно спускаются уставшие водители справить на лужке малую нужду.
      Перед началом поездки вызывал опасения участок дороги между Спас-Углом и Калязиным, именно здесь проходит граница Тверской области. Но к счастью на границе асфальт не закончится,  и мы смогли спокойно доехать до Калязина.
       В селе Спас-Угол возле дороги стоит Спас-Преображенская церковь ( конец 18 века), в которой с одной стороны находится музей М. Салтыкова-Щедрина, а с другой проходят службы для прихожан.

      
DSCN2755
     В этом селе, Спас-Угол, 185 лет назад родился русский писатель Салтыков-Щедрин. Село находится на 135 версте от Москвы, о чем указывает верстовой столб ( см. на переднем плане фото). Музей был создан более 20 лет назад силами энтузиастов и при поддержке Талдомского районного отдела культуры. Экспозиция, как обычно для сельских музеев, открывается предметами крестьянского быта, помимо этого выставлены издания с произведениями писателя, письма, многочисленные фотографии Салтыкова-Щедрина и его родственников. Господский дом, где жил писатель, не сохранился. Усадьба была разорена и сожжена в 1919 году  революционной деревенской беднотой поощряемой новой властью.
      От Салтыковых остались только могилы, которые можно увидеть рядом с церковью на местном кладбище.

DSCN2752
      Один из сохранившихся каскадных прудов усадьбы Салтыковых, рядом прежде находился спаленный барский дом. Сейчас там построена часовня. Пруд находится в двух шагах от церкви, летом зарастает непролазными зарослями бурьяна и крапивы.
       Проезжая по околице Талдома, мы обратили внимание на придорожный билборд, на котором  красовалась фотография улыбающегося мужчины, и было написано " Наш честный Журкин".  Плакат остался после выборов главы города, а увековеченный на нем  кандидат ( от КПРФ) победил на выборах и стал  градоначальником. Радостно было за талдомчан, что хозяйством у них теперь управляет честный человек.
      При въезде в Калязин дорога из удовлетворительной превратилась в отвратительную. Нам как бы напоминали, где мы находимся. А находились мы в Тверской области, одной из самых обширных областей Центрального региона, также одной из самых бедных и самых коррумпированных. Посмотрели на огромную чашу космической антенны, печально опустившую свой пестик от просторов вселенной  до уровня макушек деревьев.( Лодочник сказал, что там был пожар и работу антенны еще не полностью восстановили.) Это тоже достопримечательность Калязина.
DSCN2757
           

 Но основная достопримечательность города, все туристы устремляются именно к ней, это конечно колокольня Никольского собора, разрушенного и затопленного в начале 40-х годов. Именно осенью 1940 года русло Волги недалеко от Рыбинска было перекрыто и началось наполнение чаши водохранилища, которое продолжалось до 1947 года. В результате сотни тысяч людей были переселены из родных мест, под воду ушли сотни деревень, сел, городов, были затоплены плодородные земли. Тогда эту трагедию называли "электрофикацией".
      Проехав по центральной улице города, разбитой и пыльной, с многочисленными припаркованными поперек  автомобилями, ни тротуаров, ни разметки, мы вернулись к парку в центре города. Среди вековых лип виднелось заброшенное здание, без окон и признаков жизни,  повернув возле него, мы  выехали на берег водохранилища. На набережной находилась большая заасфальтированная площадка, предназначенная для парковки. С неё открывался вид на затопленную колокольню.

Погода не благоприятствовала прогулкам, дул холодный ветер, казалось, что сейчас пойдет дождь, но мы отправились по берегу в сторону колокольни, чтобы найти лодочников и побывать на искусственном острове, насыпанном для сохранения фундамента колокольни.
DSCN2764
     

 По Московской улице ( бывшее название) можно было спуститься к берегу Волги, пройти мимо Никольского собора на торговую площадь. Но  теперь эта когда-то центральная улица упирается в берег и уходит в свинцовые воды водохранилища.

В этом месте причаливают моторки, отвозящие туристов к  колокольне.  Стоимость двухминутной водной прогулки 250 рублей. Лодочник высадил нас на островке и уплыл за следующей партией жаждущих. Минут 10 мы бесцельно слонялись по песку  вокруг колокольни, фотографировали. Прежде на неё можно было подняться и вдохновиться видом воды и остатков города,  но теперь дверь прочно заделана металлическим листом.

DSCN2776
    

 Сотни туристов ежедневно приезжают взглянуть на торчащую из воды колокольню. Она стала своеобразным памятником России, которую мы потеряли.
     И теперь каждый на реальном примере может представить масштабы катастрофы, которую принес в нашу страну большевистский режим с его фанатичным произволом. Возникает вопрос: почему же колокольню перед затоплением не взорвали, как  было у них  принято поступать с религиозными сооружениями? Да и не только с религиозными, а со всем тем, что мешало воплощению безумных идей. Кто-то, видимо человек из ОСВЕАХИМА, предложил использовать колокольню для тренировок парашютистов. И ему руководящие товарищи внемлили.
            Зажглась ли в результате строительства плотин, каналов и затоплений "лампочка Ильича" ? Наверно зажглась, правда, в отдельно взятом месте, и свет поэтому  дошел далеко не до всех так и оставшихся во тьме.
      Купив на стихийном рынке, расположившимся именно на том месте, где бывшая Московская улица уходит под воду, магнитиков и сувенирных, тарелок мы  поехали в Кашин. Масштабы рынка для такого небольшого городка как Калязин позволяют предположить, что посмотреть на "Россию, которую мы потеряли" приезжает довольно много туристов.
      В Кашине пообедали ( 850 руб. с чаевыми)  в кафе "Лилия", таком своеобразном сельском ночном клубе, работающим днем как обычная столовка, но с завышенными ценами. Находится  кафе неподалеку от самого большого в городе Воскресенского собора.

Почему заведение общепита претендует на ночной клуб? А потому что  по углам просторного зала (на втором этаже!) не только  установлены разнообразные осветительные и звуковые приборы, а имеется и несколько шестов для стриптиза.
      В центре Кашина советские хозяйственники построили завод электрооборудования. Напротив главных ворот этого предприятия в старинном особняке находится штаб-квартира КПРФ и в этом же доме салон ритуальных услуг. А рядом винный магазин. Это не удивительно, поскольку Кашин  знаменит винно-водочным заводом. В былые годы разлитая на нем водка при встряхивании пенилась и мутнела.   Людей на улицах  города почти нет, пыльно и пусто.
DSCN2790
     

  После обеда к кафе с шестами для стриптиза направились к Воскресенскому собору. Службы там начались только в 2012 году, а прежде в церкви располагался Дом культуры и клуб, а в подвале работала общественная столовая. Собор считался самым большим в Тверской губернии, в нем помещалось все население города ( около 7 тысяч человек). Пока для прихожан открыто небольшое помещение, остальные халы ремонтируются.

 Поднялись на колокольню, внесли по 100 рублей в качестве пожертвования на восстановление храма, полюбовались панорамой города.
    В помещениях храмы вывешены фотографии с видами Кашина сделанные местным краеведом  Василием Колотильщиковым. Уникальные исторические  снимки можно также увидеть в Краеведческом музее. В нем стоит побывать. Экспозиция насыщена самыми разнообразными экспонатами, относящимися к истории  города исключительно до 1917 года, т.е. в музее нет красных знамен, лозунгов и пропаганды.
      Из музея решили заехать в Вознесенский собор, где сейчас выставлены мощи Анны Кашинской - княгини причисленной к святым. Это небольшая церковь, расположена на другой стороне реки Кашинки нежели кафедральный Воскресенский собор, на улице им. мужа Крупской.

Святая княгиня почитается в Кашине. Рядом с главным собором города – Воскресенским храмом – ей установлен памятник (скульптор Ковальчук).

  Прежде мощи святой находились в Воскресенском соборе. В 1930 году собор был закрыт, и мощи перенесли в Краеведческий музей, там они хранились до 1947 года, после чего были переданы в Вознесенский собор.  

В святости Анны Кашинской у верующих сомнений не возникает. Спор возник из-за сложенных пальцев на ее правой руке. Приверженцы старой веры утверждали, что они сложены двуперстно, сторонники  обрядов по-новому, что пальцы лежат прямо.

  Так было во время реформ патриарха Никона. Старообрядцы или раскольники настаивали,  что правая рука княгини сложена двуперстно. И эти аргументировали правоту своих убеждений.

 Пришлось  официальной церкви послать из Москвы  в Кашин инспекцию, которая установила, что персты лежат прямо, а не благославляюще. В заключение на церковном соборе  было решено не почитать Анну как святую и вычеркнуть ее из святцев. Только в 1908 году Николай II  дал согласие на повторную канонизацию Анны Кашинской.
      Перипетии  борьбы сторонников новой веры и старообрядцев ушли в прошлое. Но что же скрывается за внешними атрибутами? Ведь так ли важно двумя или тремя пальцами накладывать крест? Только ли из-за этого был спор, в котором участники прибегали даже к таким аргументам, как расположение останков давно умерших? 
       Ведь если обратиться к истории, то легко выяснить, что умерла Анна Кашинская  1368 году, а ее останки были найдены в 1611. Не слишком ли большой срок в двести с лишним лет,  чтобы можно было с уверенностью установить как были сложены пальцы  на правой руке? 
      Видимо спор между староверцами и никоновцами  не исчерпывался принципом наложения  креста, а имелись другие  политические и экономические причины.
DSCN2805
 

 Вознесенская церковь в Кашине. В ней сейчас выставлены мощи святой Анны Кашинской. 
            На снимке видны идущие от храма религиозные паломники. Рядом с церковью, на улице им. мужа Крупской  стоял междугородный автобус, доставивший в Кашин многочисленную группу православных туристов - так теперь называют любителей путешествовать по религиозным местам России.
       Спросив дорогу у водителя раздолбаной  на тверских трассах «Нексии», мы выехали в Кимры. Этот участок стал самым жутким этапом нашего путешествия. По таким дорогам уже десять с лишним лет ездить не приходилось. 

На обочине дороги между Кашиным и Кимрами установлен мемориальный камень. Табличка на нем вещает, что здесь в 1919 году произошел бой между дезертирами Красной армии и тверскими чекистами. Ничего особенно в этом скромном знаке. Думается, что установили его вовсе не по инициативе  внуков и правнуков  тех солдат, что отказались воевать в Красной армии, а по указанию местных  продажных чиновников, решившим еще и так выслужиться перед нашим главным чекистом.

Добравшись, наконец, до города Кимры мы почувствовали глубокую усталость,  осматривать пешком полуразрушенный город не было никакого желания. Поэтому мы ограничились кругом по центральным улицам ( Володарского, Урицкого, Кирова), где и находятся все исторические здания. В основном это двухэтажные дома бывших кимрских купцов, построенные в прошлом и позапрошлом веке, а потом после национализации,  обветшавшие от бесхозности и теперь нуждающиеся в ремонте. Другие исторические постройки города  превратились в руины и власти города размышляют, что делать с ними: сломать или восстановить? Но средств не достаточно, ни на то ни на другое.

На улицах Кимр много дорожных полицейских, в сочетании с ямами и колдобинами они делают проезд по городу крайне затруднительным. Как известно, Кимры являются перевалочным пунктом среднеазиатского трафика наркотиков. Обычно перевозчики наркотиков становятся наркоманами, поэтому  видимо местные власти установили на дрогах так много полицейских, чтобы опьяненные дурманом граждане не гоняли на автомобилях и не разбивались.

Переехали по современному мосту через Волгу.  После постройки в 70-х годах, этот мост считался самым длинным мостом через Волгу, о чем с пафосом заявляли местные власти. Однако сооружен был с нарушениями, торопились к очередной годовщине, поэтому вскоре мост пришлось закрыть на ремонт. Переезд на другую сторону был ошибкой: мы оказались на совершенно разбитой дороге, идущей по задворкам между гаражами  и заборами хозяйственных дворов, напоминавших свалки. За сараями появлялись жилые дома барачного типа, потом кусты, опять сараи, вновь серые дома -  наверно город продолжался, он казался бесконечным,  как Россия.

 

Наконец плохая дорога закончилась, мы пересекли границу Московской области. Впереди был город ученых – Дубна.  В нем, слава Богу, дороги в порядке и не лежат через каждые 30 метров дорожные полицейские.