В марте 2014 один из воскресных дней мы посвятили поездке в Коломну.

Поездку дальней не назовешь, проехали за день 255 км. Погода переменчивая, похолодало до + 2, ветрено, утром светило солнце, а после полудня, как раз проехали Бронницы, небо потемнело и пошел сильный снег, переходящий в град. Когда приехали в Коломну небо вновь прояснилось. Но ненадолго. К вечеру еще похолодало и опять начался снег, правда, шел совсем недолго.

Первым делом направились в музей под названием «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», назван по имени первого русского писателя постмодерниста Венедикта Ерофеева. Это нас и привлекло. Однако с Ерофеев имеет к этому музею лишь косвенное отношение. В 1962 году он учился в Коломенском педагогическом институте и работал грузчиком в продуктовом магазине «Огонек», который находится как раз в том же доме, где и помещение с экспозицией «Арткоммуналка». В короткой биографии писателя, что легко найти в интернете, указывается, что работал он именно в винном отделе. Нетрудно представить, что такой грузчик, таскающий ящики с вином и водкой с утра до вечера, пьющий человек. Неужели Ерофеев уже с молодых лет жил, погрузившись в алкогольные фантазии, искал истину в вине?

    Вход в музей "Арткоммуналка" со двора. На стене портрет писателя В. Ерофеева.

Одна из идей этого музея заключается в том, что коммунальная квартира порождение большевизма. Общественный быт, нищета, непритязательные предметы обстановки. Печально и грустно. Хочется радоваться, что все это в прошлом. Затертые табуреты коммунальной кухни, унылая детская кроватка, когда-то вызывавшая восторг и радиоприемник с телевизором – символы преуспевания и благополучия.

artcommon

Фрагмент кухни расцвета социализма из музея "Арткоммуналка".

После 2-ой коломенской «Тэйт модерн» мини-музея современного искусства, направились в музей Калача, а затем в музей Пастилы. Там нас встретил театр с ряжеными и очередь за билетами. Зачем? Это же элементарно: для повышение продаж. Или с жиру бесятся? Настоящая пастила выпускалась до 1917 года в городе Белеве, и после Октябрьского переворота Троцкого производство закрылось и пастилы в мире не стало. Но ведь вспомним, что, когда Гагарин в космос летал, пастила уже на прилавках была. Но в коломенском музее нам сообщают, что это была «неправильная» пастила, а настоящая – она в Коломне на фабрике. Можно демагогически распространяться, что исключительно ради коммерции, да только не сделаешь бизнес на торговле пастилой.

Облагороженный властями участок старого города. Создан, чтобы туристам было удобно прогуливаться.

На улицах Коломны хорошо, красиво, чисто, убрано. Ходят красные трамваи. Настоящий город. Но где же люди? Пустынно. Такой же вопрос задал заместитель главного редактора журнала Шпигель. ( из интервью в сети). Видимо коломчанам уже надоело гулять по исторической части, где церкви, монастыри и дома позапрошлого века, но нет магазинов, доступных кафе, ярмарок, аттракционов – всего того, что нравиться людям на выходные.

colomna2

Один из восстановленных и открытых верующим храмов Коломны.

      Припарковавшись на стихийной парковке возле храма Иоанна Богослова, что находится среди торговых рядов на главной улице пересекающей город, мы отправились в Арткоммуналку ( находится за магазином «Спортмастер»). Вероятно коллекция старых бытовых предметов, произведенных советской промышленностью в 60 – х годах кого-то и заинтересует. Если бы был выдержано основное условие, что вещи – одежда, посуда, мебель и книги, домашние приборы (телефон, транзистор) – были бы именно из тех 50 – 60 годов, .но к сожалению чистоты стиля достичь пока не удается. Стаканы разные, книги современные, очень много предметов из совкового быта 70-80, когда коммуналки были уже в основном расселены.

Сохранившиеся восточные ворота города.

Последним в прогулке был Богоявленский храм – памятник архитектуры 17 века. Его не сразу удалось найти, поскольку улица Артиллерийская, обозначенная на плане города, на самом деле перегорожена воротами и бетонной стеной военной части. И проехать по ней невозможно. Разумеется, дислокация армейской части в центре исторической части древнего города продиктована высшими стратегическими соображениями, смысл которых не должны понимать простые граждане. Хотя с другой стороны, удобно ведь командирам, да и солдатам тоже приятнее жить в городе, а не в лесу. Богоявленский собор расположен напротив высокой насыпи, по которой проходит железная дорога. Стены покрашены голубой краской. Внутри этого небольшого по размерам собора тесно и неуютно, несколько богомольных прихожан…

Ряженный под околоточного времен царской России.

На выезде из города установлен памятник. На коне сидит всадник в доспехах с тонкими чертами лица изящной бородкой, который изображает Дмитрия Донского. И поскольку подлинного портрета Дмитрия Донского не сохранилось, остается только соглашаться с фантазией скульптора.

war

 Враги штурмуют Коломенскую крепость. Картина из местного музея.