Хмурое утро 21 января напомнило о смерти Ленина. Низкое свинцовое небо, мелкий мокрый снег с ветром, плохая видимость на обледеневшей дороге - все это не придавало оптимизма. Мало того, из-за частых мелких аварий поток автомобилей вообще останавливался. Но мы упорно тащились со скоростью 20-40 км в час сначала по МКАДу потом по Каширскому шоссе к месту смерти вождя мирового пролетариата - в Горки Ленинские, которые находятся в 15 км от Москвы.
В одном из блогов интернета я прочитал, что в усадьбе ежегодно для привлечения посетителей устраиваются в ближайшее воскресенье с датой годовщины смерти торжественные мероприятия. Включающее, в частности, инсценировку похорон вождя с выносом тела и траурной процессией из ряженых членов первого Советского правительства (Совнаркома). Организуются и другие аттракционы, иллюстрирующие жизненный путь партийного деятеля - выступление с броневика, встреча с ходоками.
Свернув с шоссе по указателю «Горки Ленинские», мы оказались на широкой лесной дороге сильно запорошенной снегом, которая вскоре закончилась посередине поля стоял высокий металлический забор, а над дорогой к воротам с закрытым шлагбаумом и патрульной будкой висел «кирпич».
За забором справа возвышалось огромное типичное для партийной архитектуры белое мраморное здание с квадратными колоннами. Оно напоминало колумбарий для ВИП-персон. Или пантеон. Я подумал, что это новый мавзолей, куда собираются перевезти мумию Ленина. А слева виднелись пятиэтажные панельные жилые дома.
Дальше к Ленину на машине пробиться было невозможно. Хотя наезженная дорога свидетельствовал о полном пренебрежении водителей к «кирпичу». Нужно было деть человеку в будке 100 рублей и ехать. Но не позволило воспитание советской школы, которая с таким пиететом приучила нас относиться к образу В.И.Ленина, что рядом с которым дать взятку дежурному у шлагбаума, который отделяет нас, простых смертных, от святого места смерти вождя, это просто святотатство.
Пришлось оставить машину на стоянке, и продолжить путешествие пешком. Около часа мы пробирались через снежные сугробы по открытому полю под непрекращающимся снегопадом, закрываясь от порывов пронизывающего ветра. Мы стремились достичь мраморного пантеона, монументально стоящему на пригорке. Вокруг ни души. Какой-то безжизненный, покрытый снегом простор.
Наконец, мы все-таки достигли пантеона. Внутри в полной тишине, тепле и полумраке нас настороженно встретили две пожилые работницы экскурсионного бюро под охраной совсем юного милиционерчика, которые объяснили, что это вовсе не «пантеон», а «Музей политической истории». В нем хранятся рукописи Ленина и Сталина, а также другие уникальные документы, а в будни сюда приходят школьники с учителями и проводят внеклассные занятия. Открыт музей с 1987 года.
Сразу от входа к экспозиции вела монументальная лестница, многочисленные марши ступеней поднимались вверх и терялись в темноте огромного зала. Туда я пройти не отважился. При полном отсутствии посетителей свет не включали. В помещении гробовая тишина. Полумрак. Тусклый блеск мраморных полов.
Но где же все-таки кровать, на которой умер Ленин? Ее мы нашли не сразу, сначала, пройдя через усадьбу, оказались перед домиком для барской прислуги. Теперь в нем разместилась перевезенная из Московского кремля Музей-квартира Ленина. На пороге нас встретила добродушная, по-ленински приветлива женщина-экскурсовод. Она, не переставая лучезарно улыбаться и благодарить за внимание к истории жизни вождя, повела нас в зал заседаний Совнаркома.
Ленинская музей-квартира переехала в Горки из Кремля в 1994 году, где развернулась глобальная реконструкция, и появился железный довод убрать это упоминание о первом председателе Совнаркома из центра страны. Указом Черномырдина новое российское правительство выкинуло из Кремля остатки обстановки и личные вещи поверженного идола советской эпохи. (Интересно, кто сейчас сидит в бывшем кабинете Ленина?) И музейщики Горок дали ему новое пристанище.
Экспозиция музея еще раз подчеркивает канонизированный образ вождя, его такие личные качества, как мудрость и образованность, переходящие в гениальность и скромность, граничащую с аскетизмом. Его экспонаты повествует о неутомимости и трудолюбии В. Ульянова. Рассматривая личные вещи Ленина, ощущаешь, насколько семья и быт вождя мировой революции были просты и неприхотливы. как скромен в своих запросах - книги, стол, жесткое кресло, телефон. Теперь здесь открыты для обозрения не только жилые комнаты, но и ванная Ленина - очень просторная, с туалетом.
Даже не верится, что в России в те годы шло глобальное перераспределение собственности, «экспроприация экспроприаторов», власть - народу, земля - крестьянам, фабрики – рабочим. Не говоря уже о заводах, фабриках, земле, произведениях искусства, церковной утвари и предметов культа - отбиралось все, что имело какую-то ценность. А несогласных с этим процессом - к стенке или, если «повезет» - на Соловки.
Вообще революцию, если отстраниться от ее социального содержания, можно представить как всеобщее перераспределение материальных благ. Передел собственности в масштабах целой страны. Власть захватила кучка одержимых перестройкой всего мира людей. Небольшая ее часть действительно фанатично верила в грядущие перемены, в наступление новой эры, остальные же, получив доступ к власти и собственности, удовлетворилась этим. Зачем задумываться о высоких материях, если вчера завод был ваш, а сегодня - наш? Ничего не напоминает?
Здание усадьбы вдовы российского фабриканта Морозова, видимо, было защищено властями от разорения местной крестьянской беднотой за былые заслуги мецената, финансирующего РСДРП(б) и помогавшего изданию газеты "Искра". Усадьба по меркам начала прошлого века была ультрасовременной: паровое отопление, канализация, водопровод, телефон, теплицы для овощей и фруктов, птичник, животноводческая ферма - все было сделано для роскошной жизни.
А после того, как в августе 1918 года Ленин был ранен выстрелами на заводе Михельсона, руководители правительства, поразмыслив, отправили его именно сюда. Видимо, ничего более подходящего в то время уже не сохранилось. К тому же не просто дворянское гнездо, а усадьба, купленная на деньги бывшего партийного спонсора, благородно и идеологически выдержано.
Жизнь Ленина в Горках неразделима с жизнью его близких, Надежды Крупской и Марии Ульяновой. В комнате Крупской почти ничто не напоминает о том, что это женщина. Это комната просто соратника, борца, партийного функционера, что наводит грусть и тоску, особенно, учитывая личную жизнь ее мужа. Какая-то бесполость. Отсутствие детей она пыталась компенсировать увлечением педагогикой. Но это ей плохо удавалось, в курсе педагогики в ВУЗе самую большую тоску и наукообразность, отсутствие практических знаний вызывали именно педагогические труды Крупской. Несчастная женщина. Удел всех жен великих мужей?
Музей приятно удивляет своей демократичностью. Многие экспонаты можно потрогать руками, при сильном желании можно было даже посидеть за столом заседаний Совнаркома на стуле какого-нибудь Цурюпы.
Усадьба купчихи Морозовой, которая так мечтала стать дворянкой, что даже пригласила для переделок дома архитектора Шехтеля, позволяет представить быт российского купечества тех времен. Интерьер сохранился в первозданном виде. Но стать дворянкой купчихе не удалось, ее личные комнаты выдают истинные корни в расцветке штор, покрывал, мебели.
Помимо основного дома-усадьбы, показали еще летний флигель и гараж. Замок на нем открывал суровый мрачный милиционер с автоматом наперевес. Там стоит автомобиль фирмы Роллс-ройс на лыжном ходу, приспособленный для зимних прогулок и поездок в Москву. Уникальный экспонат. Раритет. Фотографироваться рядом нельзя, авто под охранной сигнализацией. Интересно, сколько за такой автомобиль сегодня могли бы заплатить коллекционеры? Говорят, что предлагали миллион долларов.
Возле гаража открыт теплый и комфортабельный общественный и бесплатный туалет, что свидетельствует о визитах иностранных гостей, поскольку соотечественников такими удобствами баловать не принято.
Перед знакомства с музеем-заповедником мне хотелось выяснилось, изменилось ли что, в нем за последние 18 лет, когда уже не стало руководящей и направляющей роли КПСС и, соответственно, личность вождя начала подвергаться разнообразной критике, когда появилось много книг, рассказывающих о реальном Ленине, а не о том, идоле, который был залитован официальной советской историографией? Стали ли они трактовать образ вождя шире и глубже, личностнее или Ленин по-прежнему остается плакатным персонажем нашей истории?
К сожалению, ничего не изменились. Косность и ограниченного взглядов музейных работников позволили им посмотреть на нашу историю без идеологических, коммунистических штампов ХХ века. Идейные традиции советских коммунистов там еще очень сильны. О Ленине рассказывают так же, как это делали и в советские времена. По-прежнему он возведен в божественный ранг, окружен ореолом борьбы за счастье всего человечества. Он и сейчас, живее всех живых.
Кроме местных жителей, гуляющих с детьми по Березовой аллее, в парке больше никого не было. Как здесь было шумно в былые советские времена! Автобусы, приезжающие со всех концов страны, толпы школьников - до 800 тысяч экскурсантов прибывали сюда ежегодно. Теперь людей привлекает скорее не память о вожде, а возможность прогуляться на свежем воздухе вдали от дорог и транспорта. В прошлом году горкинские музеи посетили 121 тысяча человек. В день нашего приезда было человек 15-20, из них 10 китайцев.
А вот еще штрих нового времени. На гранитных плитах, на черной стеле Траурной аллеи, по которой несли гроб с Лениным, нет букв, они были медные, их украли местные жители.
Однако, в затянувшемся ряской болоте пробиваются ростки новой жизни. Усадьба превращается в место отдыха, и это радует. Акцент ставится не только на то, что здесь жил Ленин, а и на то, что эта усадьба памятник архитектуры - купеческая усадьба в виде хорошо сохранившегося архитектурного ансамбля конца X1Х-начала XX вв.
Разумеется, до создания зоны отдыха еще далеко. Да и не хотелось бы, чтобы в парке устанавливали аттракционы и открывали пивные. Пусть он останется просто парком, в котором когда-то гулял больной и умирающий вождь мирового пролетариата - Владимир Ульянов-Ленин.