БОРОДИНСКАЯ ПИЛОРАМА.

 

   Вторую половину воскресного дня решили посвятить осмотру музей бородинская панорама.  Он недавно отрылся после реконструкции, по этому случаю в нем побывал наш премьер.   Музей преобразился. И визит Путина  стал официальным "одобрям-с" проделанной работе, и одновременно одним из мероприятий начавшегося еще в прошлом году патриотического психоза под названием "200 лет битве".

 Нас, как и всех россиян вдохновляет юбилей битвы, но скептическое отношение вызывает то обстоятельство, что любое государственное мероприятие у нас в стране превращается в источник дохода для разного рода взяточников и мздоимцев. Поэтому каждый выделенный на праздник государством рубль оседает в виде 90 копеек в карманах приближенных к кормушке чиновников. Для сокращения откатов пусть такие общественные мероприятия как годовщины битв, побед, дни городов, защитников, независимости и т.д. финансируются частным образом.

Почему бы Путину не выделить средства из своих личных сбережений на постройку монумента героям Отечественной войны? Хотя это еще как посмотреть. Ведь  отдавая распоряжение о выделении средств из государственного бюджета, Путин  сокращает  объем средств, которые он мог бы потратить исключительно на свои проекты.  Одним словом от сердца копеечку отрывает, чтобы день Бородина отпраздновать.

Почему «пилорамы», а не панорамы? В одном из сатирических монологов М. Задорнова конца 80-х, пародирующих «грамотную» речь тогдашнего президента,  звучало «надо окультуриваться, товарищи, посещать Бородинскую пилораму, Зимний дворец, архитектор расстрелян, это все знают» и так далее. С тех пор музей патриотического воспитания школьников  стали несмешливо называть пилорамой. Впрочем, после последнего посещения становится ясно, что музей  уже не пилорама, действительно становится похож на  панораму..

Удачно припарковавшись напротив памятнику Кутузову, направились к цилиндрическому зданию. Порадовались, что перед входом практически не было очереди – стояло всего 4-5 человек, но и  эту группу  пропускать в вестибюль не спешили. Дамочка с вертухайским лицом в темной униформе запускала строго по 2 человека, чтобы якобы не создавали толкотню перед двумя  пустующими кассами.  В очереди за нами  переминались курсанты суворовского училища,  впрочем, утверждать не берусь, поскольку на петлицах их черных шинелек, красовались какие-то непонятные аббревиатуры. Вот какой нынче курсант пошел – жаждет  самообразования!  ведь когда еще такой момент подвернется, окончат училище и поедут в глушь «родину любить», так и не увидев пилорамы.

 Мне за последние 50 лет так и не довелось побывать в музее. А вот Тамара  гордо заметила, что была в пилораме, еще учась в школе. Да ну и повезло же тебе – ответил я, наши историки только до музея Вооруженных сил нас могли довести.

Отреставрированный музей оставил хорошее  впечатление, прежде всего, отсутствием, навязчивой пропаганды  патриотизма среди народных масс. Вместо этого  экспозиция передает скупой, но в целом  правдивый пересказ  событий Отечественной войны. Экспонатов, правда, не много, а те, что представлены, чаще всего не имеют к войне весьма отдаленное отношение.  Чаще всего это предметы интерьера и быта того времени. Хотя некоторые из них, сообщается на стенде,  принадлежали самому Кутузову.

Пройдя несколько залов, мы поднялись по лестнице непосредственно в круглое помещение, в котором и экспонируется панорама.  При первом взгляде полотно впечатляет. Долго искал, но так и не нашел изображения Кутузова. Только потом, читая  описания, смог выяснить, где находится та  плохо различимая невооруженным глазом точка, которая и  символизирует по воле живописца фигуру Кутузова. Эта  микроскопическая фигурка  на самом краю холста.

Увидев панораму впервые, я  был восхищен и разочарован. Я ожидал увидеть другое изображение. Я полагал, что в центре холста нужно было изобразить спящего в кресле Кутузова, рядом с ним денщика, писаря, и остальных многочисленных  слуг с едой, полотенцами, самоваром на походном барабане, разную другую придворную челядь, а дальше сгрудившихся тоже позевывающих  генералом,  рассматривающих карту сражения, дающих распоряжения адъютантам.  А впереди на оставшимся куске холста, в треть или в четверть, бегущих под огнем русской артиллерии французов. Особенно батареи Раевского.  И еще атаманов Платова и Уварова на конях с пиками и шашками, рубающих замешкавшихся французов. К слову, их кавалерийская диверсия в тылу противника наделала много шуму, но ущерба никакого  французам не нанесла. Так что попугать – попугали.

А может быть, Ф. Рубо вовсе и не хотел изображать Кутузова, поскольку  полководец изначально был против сражения. С одной стороны он хотел сберечь русские полки, а с другой не верил, что сможет победить Великую армию Наполеона на поле боя.  И он рассудил: лучше сохранить армию, которая потом и погонит завоевателя с земли русской, чем допустить ее гибель в неравной битве.

Тамара по этому поводу заметила, что Кутузов настоящий полководец, который  берег  своих солдат, не то, что Жуков, бросавший целые дивизии на пулеметы и минные поля. 

Хорошо, что в прошлом году осенью  мы побывали на Бородинском поле.  В ходе поездки мы остановились и обозревали поле именно с того места ( в монастыре  у деревни Семеновское), которое  было выбрано и живописцем при изображении сражения.. Поэтому,  рассматривая полотно и вспоминая окружающую местность,  легко было представить выстроившиеся русские полки и артиллерийские батареи. Только оврага трудно было припомнить, хотя вероятно, что за 200 лет он обмелел и  зарос.

На переднем плане запечатлена атака саксонских кирасир, поскольку  решающее значение в ходе сражения отдавалось кавалерии. Навстречу им движется полк русских кирасир. Через несколько мгновений их ряды должна соприкоснуться и начнется схватка  и будет как у Лермонтова «смешались в кучу  кони, люди»...

Насколько достоверно изображен момент битвы? Сколько здесь художественного вымысла, а сколько реальных фактов?

Рассматривая панораму, замечаешь, что на поле изображено мало трупов, и почти не видно раненых. Где же «гора кровавых тел» что « ядрам пролетать мешала»? По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 2 500 человек. Некоторые полки потеряли до 80 % состава.

 Потери в битве.

       К нескольким тысячам убитых французов  следует прибавить умерших от ран, а их число было огромно. В Колоцком монастыре, где находился главный военный госпиталь французской армии, за 10 следующих за сражением дней скончалось три четверти раненых. Так что  среди 30 тысяч жертв Бородина погибло и умерло от ран 20,5 тысяч французов.

Осенью 1812 года русские крестьяне и похоронные команды сожгли и похоронили остававшиеся на поле не погребённым  58 521 тело.

О численности  потерь русской армии можно прочитать на стене галереи воинской славы храма Христа Спасителя, она составляет 45 тысяч человек. Сопоставляя потери с той и с другой сторон, видишь, что французы отделались меньшей кровью, хотя атаковали, и потери, поэтому у них должны быть выше.

 Может быть,   натуралистичные сцены физических страданий не согласовывались с общим героическим пафосом и живописец решил их сократить до минимума.  После каждой атаки поле и редуты оставались, усеяны трупами людей и лошадей, корчившимися от боли ранеными. Многие из них, которые были не в силах отползти, оказывались затоптанными тысячами копыт идущей в следующую атаку кавалерии. 

История полотна.

Франца  Рубо создал полотно к 100-летию Бородинской битвы по заказу императора Николая II, и вообще торжества проходили при активной поддержке царя. Прежде панорама  Рубо экспонировалась в специально сооруженном для неё павильоне на Чистых прудах. К 100 летнему юбилею в 1912 году  на том месте, рядом с которым сейчас стоит театр Современник, было простроено это сооружение. Однако в  1918 году это помещение  стало использоваться  для проведения митингов и собраний революционной общественности, а потом было передано электротехническому техникуму. Полотно скатали в рулон и вывезли. Долгое время холст хранился  под лестницей  на театральном складе сада «Эрмитаж». Так почти 40 лет пролежало полотно, стало истлевать, и вот  в 60-х было решено отпраздновать 150-летие битвы и по этому случаю построить новое помещение для панорамы на Кутузовском проспекте.

Отношение большевистской власти к истории России было резко пренебрежительным.  Что больше раздражало безродных большевиков: то, что они не имели никакого отношения к тем генералам и офицерам, которое сражались в Отечественную войну, или то, что возглавлял русскую армию император Александр? Или то, что  панорама была создана по указанию русского царя Николая II.  Сразу вспоминается решение о взрыве памятника Багратиону Бородинском поле, взорванному в начале 30-х годов.

 За что воевали в Отечественную войну и за что в Великую Отечественную? За помещиков, которые не хотели потерять землю, и за большевиков, которые не хотели потерять власть.

После панорамы остается осмотреть еще несколько залов. Первый из них о пожаре Москвы. Граф Ф. Ростопчин организовал  многочисленные поджоги деревянных строений, предусмотрительно позаботился о том, чтобы из города увезли всю пожарную технику и расформировали пожарные расчеты, а начавшийся сильный ветер раздувал пламя и  стремительно разносил огонь по всему городу. Москве был нанесен ущерб соразмерной со всем  наполеоновским нашествием. Французы остановились перед Москвой и смотрели на грандиозный пожар, который было нечем тушить.

Остальное.

После посещения музея мы прошли к бревенчатой избе ( сейчас закрыта). Там проходил в августе 1812 года исторический  «Совет в Филях». Рядом построена в 1912 году  при  финансовой поддержке Николая II церковь Христа Спасителя хоругвеносцев.  В церкви на двери висело объявление «требуется работник свечного ящика», что нас с Тамарой немного позабавило.

 Рядом с цилиндрическим зданием  находится братская могила 300  героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых на Бородинском поле. Сооружено по решению Мосгорисполкома в 1940 г.

В действительности же обелиск стоит на том месте, где могилы нет и никогда не было. 300 умерших от ран русских воина покоились на Дорогомиловском кладбище. когда копали котлованы под ЦКовские дома на Кутузовском проспекте, включая небезызвестный “дом Брежнева”,кладбище закрыли, прах воинов осквернили.

Вторая ложь заключается в том, что обелиск был поставлен задолго до появления Моссовета. Его чиновники просто приказали перенести монумент с разрушенного кладбища к Кутузовской избе и соответствующим образом “исправить” надпись на нем.

Не обошлось без курьезов. На восточном крыле здания панорамы помещена мозаика “Победа русской армии и изгнание Наполеона”. Возок Наполеона изображен в правой части панно и движется он на восток, как будто Наполеона сослали в Сибирь, а не на остров Св.Елены.