ПОКРОВА НА НЕРЛИ. Суздаль      

   В древнем городе Суздаль довелось бывать неоднократно. Город от этого не стал ближе. В основном знакомство заключалось в прогулке по центру, по торговым рядам. В выходные и праздничные дни они превращаются в свободный рынок. Там не только сувениры, но и домашние консервированные огурцы, мед, грибы из ближайших лесов. Одежда и обувь, фонарики, отвертки и шляпы.

         В центре города два древних  монастыря. Один из них мы и решили посетить. 

Узники суздальского монастыря и Тонино Гуэрра

    Первым пунктом нашего знакомства с городом стал Спасо-Евфимием монастырь. В нем находилась одна из известнейших тюрем для инакомыслящих. За сотни лет существования её узниками становилось множество разных людей: от старообрядцев и еретиков до фельдмаршала Паулюса и беспризорных советских детей. Помимо экспозиции в бывшем здании тюрьмы в монастыре открыт исторический музей. Один из залов музея посвящен итальянским пленным времен Второй мирой войны, в частности именно тем итальянским солдатам, что воевали в рядах Вермахта во время Сталинградской битвы. И почти все сдали в плен.  Исключая тех, кто умер, не выдержав русской зимы.

      После войны в монастырь приезжали родственники погибших и умерших из Италии, среди них и Был писатель Тонино Гуэрра. Более всего он знаком россиянам как сценарист фильма А. Тарковского « Ностальгия».

      Припарковавшись рядом с монастырскими стенами, купив билеты мы вошли на территорию монастыря  или уголовной зоны, или  изолятора для диссидентов. Сначала немного истории. В 1766 году императрица Екатерина II основывает здесь "арестантский дом" ,  в котором содержатся "безумствующие колодники". Затем уже 1829 году император Николай I повелевает ссылать сюда только лиц духовного звания. В этот период монастырь становится тюрьмой для осуждённых по "религиозным статьям": священников. Это те, кто решился пойти на конфликт с вышестоящим духовенством, а также старообрядцы, сектанты, колдуны и шаманы.  Среди узников прорицатель семьи династии Романовых монах Авель, впоследствии здесь же и умерший, старообрядческие иерархи Аркадий, Алимпий, Конон, Геннадий, основатели сект "скопцов" Селиванов и "подгорцев" Подгорный. Так же сюда попадает декабрист Фёдор Шаховской, умерший здесь во время продолжительной голодовки.

         Пройдя по музей и осмотрев бывшие камеры можно прочитать биографии бывших узников, а также узнать немного о порядках в специальной тюрьме. Перове, из питания узников. У них был лишь обед и ужин. Зато в постные дни полагались, в частности, щи со снетками, гречневая или овсяная каша с постным маслом, а в скоромные дни могли давать говядину, рыбу и некоторые овощи. Мог выдаваться и самовар, но чай и сахар арестанты могли покупать только за свои деньги. Второе. Специальной одежды для узников не существовало - сидели в своей.

        Больше всего угнетало определение, что в  монастырской тюрьме содержали без конкретного срока, а с формулировками: "до исправления", "бессрочно", "навсегда". Так в реальном исчислении сроки за которые "исправлялись" узники были такие: драгун Н.Рогозин (посажен ещё в 18 веке) - 43 года. Раскольничий архиерей Аркадий - 27 лет,

дьякон И.Добролюбов - 25 лет,  М.Тимофеев - 33 года, дьякон Е.Вишняков - 40 лет. Архимандрит Леонтий сидел бессрочно.

 

 

 

.

 

     Поводов попасть в тюрьму было предостаточно: это обвинения в "сектанстве", "ереси", "сумасшествии". Разумеется, что наряду с действительно виновными (один из сидевших здесь сектантов убил всю свою семью) сюда попадали люди, которых могли обвинить в том, что он "не посещает церковь" или "не признаёт" священников, либо его действия на свободе кому-то очень могли мешать. Попав сюда, человек терял своё имя - отныне его именовали "заключённый номер такой-то". Так же практиковались пытки и голодовки. Здание было настолько сырым и влажным, что не прогревалось даже летом.

        Покидать камеру дозволялось только один раз в день для опорожнения параши. Нельзя было ни в коем случае иметь в камере так это чернила и бумагу - заключённый ни в коем случае не должен был ничего писать из имеющихся у него вольных мыслей. Выходили отсюда либо беспомощными стариками, либо в гробу. Территория монастыря стала кладбищем для умерших здесь узников. На могиле не было ни камня, ни номера, ни имени.

     Иначе хоронили обвинённых в "сектантстве" - их вывозили тайком в лес и закапывали в чаще или в болоте, таким образом скрывая место погребения. Делалось это, чтобы к телу не смогли приди последователи умершего.

Тех же кого освобождали живыми, получали не слишком большое преимущество - один из узников, просидев в одиночке 25 лет, вышел на свободу совершенно забыв человеческий язык и уже больше никогда не смог разговаривать.

     Интересующихся более подробно ттем, кто, как и за что оказывался в том числе и в этой тюрьме могут прочитать книгу Александра Прыганова Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством.

 

1905 год: Под давлением революционеров Николай II освобождает последних узников и закрывает тюрьму, тем не менее она будет функционировать без заключённых до 1907 года.

 

1923 год.  После октябрьского переворота Троцкого тюрьма открывается вновь. Теперь в стенах бывшего монастыря организовывается лагерь ОГПУ.

      Основная задача вновь открытой тюрьмы становится в "перевоспитании идейных противников советской власти". По иронии судьбы одними из первых после открытия тюрьмы, сюда отправили "перевоспитываться" тех, кто ещё относительно недавно сами бы отправляли сюда узников - священников. Самым известным узником монастырской тюрьмы того периода становится Митрополит Пётр, патриарший местоблюститель.

Так же среди заключённых оказался экономист Николай Кондратьев, которого посадили за его экономическую деятельность. Отсидев свой срок он в итоге был расстрелян.

Другого экономиста, Леонида Юровского посадили за то, что он написал, что Сталин полностью разрушил экономику СССР. Отсидев срок, Юровский вышел, но затем в НКВД решили, что он был наказан недостаточно - его посадили в тюрьму снова, а затем расстреляли.

1935 год: Тюрьма особого назначения НКВД.

Что здесь происходило в действительности в этот период известно мало. Интересный момент: когда здесь три года с 43 по 46 год находился образцово показательный лагерь для высших военнопленных, то постоянно приезжали журналисты и фотографы и сохранилось очень много пропагандистких отчётов с фотографиями лагеря, а за 20 лет до этого с 23 по 43 год этого почти ничего нет и всю информацию нужно собирать по крупицам. Можно лишь догадываться, что здесь происходило.

1940 год: Лагерь для интернированных.

В это время сюда свозились военнослужащие чешского легиона польской армии, которые оказались в руках СССР после оккупации союзом восточных польских территорий.

1941 год: Фильтрационный лагерь. С 1941 года сюда начинают свозиться те советские солдаты кто побывал в окружении или плену у немцев. За год проверку в лагере прошли 8323 человека. Многие из них впоследствии стали узниками ГУЛАГА и были уничтожены.

 

1943 год: Лагерь для военнопленных.

После разгрома немецких войск под Сталинградом их начинают отправлять в лагеря. Сталину приходит в голову идея, создать на территории монастыря образцово-показательный лагерь для высших офицеров армии противника попавших в плен. На Западе говорили, что русские всех уничтожили и Сталину нужно было показать, что он уничтожил не всех офицеров из-под Сталинграда. Здесь создаются специальные условия, чтобы показать, как хорошо содержатся военнопленные, сюда часто приезжают различные комиссии, сотрудники международных организаций, журналисты, фотографы. Они должны показать всему миру главное: как хорошо относятся к пленным в СССР. Так же задача пропаганды заключалась в том, чтобы показать немцам, как "хорошо" они будут сидеть, если сдадутся сами, как под Сталинградом. Поэтому данный лагерь был абсолютно нетипичен по отношению к другим лагерям, куда свозилась основная масса пленных.

       В этот лагерь специально привозили для агитационных выступлений немецкого коммунистического оппозиционера Вильгельма Пика. Он пытался убедить пленных в том, как они заблуждались, веря Гитлеру. Пленные работали, участвовали в концертах самодеятельности и мастерили поделки.

Одним из наиболее известных узников лагеря стал бывший командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

         Как-то раз начальник лагеря полковник Новиков устроил концерт, в котором выступали заключённые. После концерта он послал переводчика к Паулюсу узнать кто сегодня из офицеров был лучшим артистом, на что Паулюс ответил "Лучшим сегодня был полковник Новиков, который сумел заставить петь и плясать высших офицеров Вермахта".

         Изначально в лагере сформировались три группировки немцев: одни действительно считали, что Гитлер ведёт страну в ад и что он погубит Германию, другие считали, что нацизм — это самая лучшая идеология и решительно отвергали любое сотрудничество со сталинскими большевиками. Третья группировка, возглавляемая самим Паулюсом, выжидала, чем всё завершится, с жадностью ловя вести с фронтов.

 

Для проживания фельдмаршала Паулюса был отведён отдельный дом, который совсем не напоминает стоящие по соседству казематы.

Тем не менее режим был общим для всех и высшие немецкие офицеры так же должны были участвовать в самодеятельности и заниматься ремеслом.

Начальник лагеря полковник Новиков осматривает поделки немецких офицеров.

        Но всё это было несколько позже. О том какая была ситуация во время открытия здесь лагеря вспоминает лагерный врач Стасенко Любовь Семёновна:

"Основной поток пленных стал поступать сюда после Сталинграда. Все были завшивленные, истощённые и обмороженные. Их везли в грузовых вагонах, гнали пешком, конвоиры убивали их, а многие умирали сразу по прибытии в лагерь. В 1943 году умерших было сотни, их сносили в бомбоубежище и складывали как попало. Помещение было забито до потолка причём ещё не умерших, но умиравших людей, пульс у которых прощупывался, сами пленные выбрасывали из камер и несли сюда.

Все прибывшие страдали от дистрофии и голодных поносов. У них на ногах были деревянные колодки обмотанные платками и кусками одеяла. Ноги и руки у некоторых были обморожены до костей. Сначала в камеры невозможно было войти без калош так как там было сыро от поноса и кишащих вшей, на истощённом теле они появлялись снова и снова. Всем полагалось пройти баню, нижняя одежда сжигалась. Итальянцев долго не могли уговорить пойти в баню, они думали, что это душегубка."

 И это, напомню, обстановка в самом образцовом лагере страны.

Вот, что пишут сами пленные.

Уго Спакамонти, итальянский пленный.

"Мы всегда будем проводить различия до апреля 1943 года и после. С декабря 42-го по апрель 43-го мы были животными, а после всё стало нормально. Я передвигался только на четвереньках, переболел тифом. Я не был фашистом, мой отец - антифашист, я - военный и исполнял свой долг. Так же русские офицеры исполняли свой долг. Есть одна категория виновных - это политики и идеологи. Хотелось бы поблагодарить тех женщин, которые, когда мы находились в маршах "давай-давай" давали нам кусок хлеба с риском для себя."

 В среднем в лагере было 300 итальянцев, 300 немцев, 200 венгров, 150 испанцев и 100 румын. Впоследствии жизнь в лагере стала налаживаться, пленные играли в футбол, рисовали на стенах картины с пейзажами своей далёкой Родины. Советские офицеры периодически пребывали в лагерь и допрашивали пленных, дабы узнать от них различную информацию.

1946 год: Основывается детская колония МВД для мальчиков. После бунта в 1947 году мальчиков заменили на девочек.

В 1963 году к ним приехал космонавт  Юрий Гагарин.

1967 год: Закрытие колонии.

О ЧЕМ КИНО ТАРКОВСКОГО? 

         Фильмы Тарковского – воспоминания о детстве и любви. Так он их называл. Именно этому и посвящён музей в Юрьевце. Оказывается, что это самая заметная достопримечательность в старинном городе. Другие приезжают прогулять по набережной, построенной вдоль дамбы, чтобы сохранить город от затопления при постройке водохранилища.

        Руины усадьбы в Муромцево или церковь Покрова на Нерли – что предпочесть? – размышлял режиссер, выкуривая уже третью за утро сигарету. С чего начать? Так и пойдет потом вся съемка и что получится. От того с чего начать многое зависит…

      Первой на нашем пути была церковь Покрова. Следовательно, с неё и нужно начинать фильм? Возможно. Но не стоит сразу решать.

       Дорога к церкви вымощена плиткой. Навстречу шли иностранцы, судя по речи. Шли иностранцы – возможно англичане. Это же нужно сколько терпения и настойчивости, любознательности, чтобы проехать в эту глушь. Даже появилось ощущение гордости, что на эту церквушку приезжают взглянуть из-за семи морей…даже удивительно, что есть такие, что минуют комфортную Европу – все рестораны, отели, туалеты, магазины с кофейнями – и едут сюда во Владимирскую область.

      Потом они отправятся во Владимир или в Суздаль, чтобы постоять перед Борисоглебским храмом 11 века в Кидекше… Впрочем это только мои домыслы…

       После осмотра церкви вернулись в Боголюбово и побывали в монастыре Рождества Богородицы. Красиво смотрится  главный храм, построенный на высоком месте, особенно если смотреть с железнодорожного перехода. Князю Боголюбскому, конечно, это было неведомо…  какие тогда железные дорои…

       «Нельзя разговаривать с монашками» - написано в правилах для туристов, посещающих святую обитель. Почти как в зоопарке надписи «зверей не кормить».

          В главном храме монастыря нам настойчиво предлагали подать записку за здравие или за упокой Предлагала женщина почти с такой же настойчивостью, что и продавец кофемолок на улице… Впрочем цену не стал уточнять, поскольку попросил показать чудодейственную икону Богоматери.

      Миновав железнодорожные пути мы  пошли прямо к храму. Дорога вела через зеленое поле, можно было идти по траве, можно по дорожке. На небе сгущались тучи, но все-таки меж облаков проглядывало солнце. Это вселяло надежду, что погода не испортится, дождя не будет и мы сможем  спокойно добраться до цели и побывать внутри. Постоять под вековыми сводами. И помолиться, да именно помолиться, как просил мой знакомы Володя.  Вспомнил сейчас о его просьбе. 

       Все-таки нужно выбрать для начала фильма именно церковь Покрова на Нерли, поскольку это один из символов Московской Руси. Вот она – Московия, а руины усадьбы Храповицкого в Муромцево – это уже символ Совдепии…