Вспоминая о русской старине, съездил я в Александров. Долго мне не давала покоя мысль, что здесь, где-то рядом, в 120 км от Москвы находится такой заповедник совкового захолустья и одновременно истории Руси времён Ивана Грозного.
В пыточном подвале Александровской слободы
Дорога оказалась на редкость легкой, поскольку до Сергиева Посада утром в воскресенье по Ярославскому шоссе можно проскочить, не измотавшись в пробках. Далее обогнув Сергиев Посад там, где сливаются старая дорога и новая, объездная нужно свернуть у деревни Дворики направо, на деревню Брыковы Горы и проехать еще километров 25 до Александрова.
Только в прошлом веке Александровскую слободу назвали городом. Основал в этой обычной деревне царскую вотчину еще в 17 веке отец Ивана Грозного – Василий III. Для чего это ему было нужно – сложный исторический вопрос, но вот Иван Грозный перенес в Александровскую слободу центр управления государством.
Великий князь, стремясь сосредоточить в своих руках власть в стране, столкнулся с упрямой оппозицией в лице бояр. Решив не идти на компромисс, он сформировал собственное войско – опричнину – и провозгласи себя царем. Оставив бояр заседать в Москве, он перенес столицу в Александровскую слободу. И оттуда начал громить владения непокорных, совершая разорительные набеги на соседние города. Таким образом, разрушив коллегиальность в принятии государственных решений, он узурпировал власть. Теперь же об этом не вспоминают. Победителю, как известно, достается всё.
В целом от поездки в глубинку я ожидал худшего. Меня даже ни разу не остановили и не оштрафовали (не вымогли взятку) местные менты. Более того, я вообще их там не видел, быть может, в воскресенье они просто пьют и не выходят на промысел?
Дороги в городе не удивляют. Это обычные советские дороги, по которым нужно ездить на КАМАЗе, тракторе или Жигулях. Однако подвеска моей импортной машины все-таки осталась в целости и сохранности. Видимо я очень осторожничал, аккуратно объезжая рытвины, бугры, ямы и торчащие из проезжей части куски арматуры.
Когда солнце клонилось к закату, зашел в какое-то кафе-пивнуху (два зала: столовая и пивзал, посредине грязный туалет) на главной улице и пообедал. По сравнению с Москвой, конечно, дешево, но и удивительно - накормили приличной съедобной едой. Чему очень порадовался, поскольку по сей день жив.
Александровскую слободу почти привели в порядок. За стенами кремля водят экскурсии. В пыточном подвале открыт музей. Храмы покрашены. Цветы посажены. Пивных и водочных бутылок в большом количестве нигде не валяется. Какие-то археологи ведут раскопки. Хотел посмотреть, что они там раскопали, но они набросились на меня с лопатами, отогнали от ямы, чтобы я ничего не увидел и не смог сфотографировать. Может клад нашли? Тогда я начал с ними спорить, что, мол, все, что в недрах земли принадлежит народу. Тогда они побежали за подмогой в лице дежурного мента. Ему я и объяснил, что, мол, приехал на церковь посмотреть, а тут археологи государственный клад заныкать хотят! Мент покивал, развел руками, попросил закурить. Посоветовал сходить в другой монастырь.
Привлекли моё внимание древние ворота в Троицком храме. Они составлены из двух половинок, одна из которых взята Иваном Грозным в качестве трофея из Новгорода после его разорения, а другая из Твери. Считается, что это подлинные вещи. Реликвию можно потрогать руками.
Но больше всего, проезжая по городу меня поразило совковое уродство. Везде видишь разрушенная, обезображенные храмы, коробки из плит вместо домов, магазины в стиле "сельпо", унылые бревенчатые домики, а напротив уже красуются богатые особняки за высокими заборами... Вот где подлинный город контрастов.
Жители, видимо, воспринимают свой город как неизбежную реальность, данную им с рождения. И не представляют как же может выглядеть город иначе.
Ужасно до чего довела Советская власть Россию. Особенно это очевидно после поездок по европейским странам. Постоянно находясь в России как-то привыкаешь к торжеству культурного разгрома, когда почти каждая церковь превращена в склад металлолома или заводик по производству тары. С каким-то нечеловеческим садизмом в стране изуродованы города и села. Улицам присвоены иностранные имена, на площадях поставлены аляповатые монументы, парки вырублены, пруды засыпаны, реки перегорожены.
В центре города стоит Храм Рождества Христова, который при советской власти превратили в мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники. Теперь здание возвращено церкви. В нем проходят службы. Медленно идет возвращение. И возрождение.
Напротив храма высится обелиск. На нем непонятная фигура. Кажется, это женщина в развевающемся на ветру платье, присмотревшись, замечаешь, что вероятнее это застывший в броске матрос-десантник с каким-то предметом в руке. Что это означает, непонятно, поскольку надписи не сохранилось.
Побывал в доме-музее Марины Цветаевой. Гордость и культурная достопримечательность города, возрожденная стараниями любителей творчества поэта. Хотя при ближайшем рассмотрении музей производит весьма унылое впечатление. Она там прожила в городе всего два года с 1914 по 1916. Из личных вещей ничего нет. На фасаде домика мемориальная доска из гранита, а в покосившемся домике фанатичный экскурсовод за 50 рублей 1.5 часа рассказывал мне о Цветаевой. Еле-еле остановил старушку. Она бы еще часа два говорила. Видимо не часто заходят туда туристы.
А вот в Сергиевом Посаде произошли разительные за последние 10 лет перемены. Засыпанный щебенкой большак, проходивший через весь город, теперь заасфальтировали, нанесли дорожную разметку, а напротив входа в монастырь установили светофор. Бывший Загорск в центре кажется продолжением Москвы. В итальянском кафе официант три раза извинился, что у них в меню нет безалкогольного пива.