Одна из красивейших усадьб называется Знаменское-Раёк, и недалеко от неё там же, в Тверской области находится одно из страшных мест — захоронение жертв советского режима — Медное.

     По случаю праздника — Дня Независимости России — мы решили побывать в этих местах, дополнив поездку посещением этнографического музея под открытым небом в селе Васильево, и заехав по пути пообедать в старорусский город Торжок. Всего за день проехали 442 километра, возвращались через имение Менделеева в Боблово. Уже порядком устав от Ленинградки, свернули перед Клином на третью бетонку в сторону Дмитрова. Там как обычно на советских дорогах: поворот регулируется светофором, который создает затор, с одной стороны стоит три машины, а с другой двадцать три, но зеленый включается через одно и то же время. После поворота разбита очередная пафосная братская могила с поблескивающим на солнце медной красной солдафоном впившимся в автомат ППШ и флаг. Сколько там похоронено бойцов – неизвестно, чаще всего писали на постаменте фамилии трех- четырех десятков, а могилу сваливали сотни и тысячи неопознанных тел. ( Collapse )

Не пожалели средств на стандартное оформление могилы идейные патриоты, но справились. Трудно было наскрести для постановки камня в память погибшим от рук работников НКВД в 30-х годах прошлого столетия. И вообще как-то увековечить место захоронения было сложно. Только видимо благодаря польским властям, которые получили разрешение на самом высоком уровне – в Правительстве России - и установили памятные камни о погребенных здесь польских военных в 1940 году.

Усадьба Знаменское-Раёк (Овал колоннады напоминает ипподром) По поводу авторства Львова документальных свидетельств не обнаружено, но достаточно сравнить Знаменское-Раёк с другими постройками Львова, чтобы все сомнения в этом отпали. Кроме того, на потолке в кабинете Главного дома сохранился знак – «всевидящее око»: так архитектор-масон маркировал все свои творения. Проект дворца-усадьбы был поручен блестящему архитектору Н. Львову (1751-1804). Подготовительные работы к строительству начались еще в 1781 году. 30 июля 1787 года состоялась закладка дворца. Строительство продолжалось двенадцать лет. Непосредственно работы по строительству усадьбы возглавлял новоторжский архитектор Франц Буци. По эскизам Н. Львова также были выполнены изразцовые печи, паркет, предметы интерьера, посуда. В июле 1798 года состоялось торжественное освящение усадьбы. Усадьба Знаменское-Раек. Господский дом и колоннада окаймляющая поле огромным эллипсом.

Не возникло проблем, чтобы войти на территорию приусадебного парка. Ворота были открыты. На небольшой парковке стояло несколько автомобилей, приехавших полюбоваться на архитектурное творение туристов. Хотя и пишут предыдущие гости, что при входе стоят мягко говоря, недоброжелательная охрана, в это воскресенье мы никого из секюрити не видели. Разве что добродушный довольно дачного видя дяденька на складном стульчике, который наоборот с воодушевлением объяснил, что можно посмотреть и куда пройти в усадьбе. Поскольку корпуса были закрыты, мы направились в церковь. Храм возвращен верующим и там судя по обстановке идут службы. Правда никого из прихожан не увидели. Знаменская церковь построена конца 18 века.

В приусадебном парке ощущение запустения, стоит высокая некошеная с начала весны трава, брошенные сараи, какие-то хозяйственные постройки, похожие на столовые райсобесовских санаторников, таблички на дорожках «осторожно ядовитые змеи», наверно так хотят отпугнуть диких туристов. Еще одна достопримечательность усадьбы – каскадные пруды. Они затянуты тиной, но не заброшены. Вокруг водоемов проложены прогулочные дорожки и сооружены мостики, разбиты нечто наподобие клумб. Приятно прогуляться по парку, правда таких желающих весьма мало.

Пообедать в Торжке удалось в сетевом ресторанчике очень похожим на «троцкого» известной американской сети «Кентуки китчен», кормит курятиной. На улицах пыль и суета, свободная торговля чем-попало прямо на разбитых тротуарах, много приезжих из Азии и из прикавказья. Вонючие автомобили, сутолока. И противный шум.

Каскадные пруды в усадьбе Знаменское-Раек.

Вспомнился белорусский город Новогрудок. Там чисто и опрятно по-европейски спокойно. Свободно на центральной площади, в ресторан идет группа организованных туристов, возглавляемая официальные экскурсоводом. По масштабу Торжок ( население 46 000 человек) сопоставим с Новогрудком (30 000). Даже в полтора раза, судя по населению, больше. И упоминания о городах в летописях примерно в одно время - 1139 и 1044 год. Сравнение появилось спонтанно. Вовсе не из стремления противопоставить беспорядок в российском городе с размеренностью и чистотой в почти западном.

МЕДНОЕ

Найти было легко. Поехали по указателю на Медное с основной ленинградской трассы, по лесному шоссе наверно минут 10. Тблички привели к мемориальному комплексу. В Мае 1940 года здесь было похоронено около 6300 польских граждан. Они были расстреляны в Твери, а прежде содержались в Осташковском концентрационном лагере на территории Нило-Столобенского монастыря. После расстрела тела поляков вывозились именно в этот сосновый лес, рядом с деревней Медное и здесь закапывались в специально вырытые ямы. Памятник нашим соотечественникам - жертвам политических репрессий 1937-38 годов.

       С мая 1940 года семьям польских офицеров, содержавшихся в Осташковском лагерях, перестали приходить письма, ранее регулярно доходившие через Международный Красный Крест. Для уничтожения заключённых Осташковского лагеря была приготовлена Калининская тюрьма, заранее освобождённая от других заключённых. Одновременно в Медном экскаваторы вырыли несколько огромных ям. По данным, указанным в записке председателя КГБ Шелепина (1959), всего в Калинине было расстреляно 6 311 человек (в Катыни 4 421 человек). Руководил массовым расстрелом польских офицеров в Осташковском лагере В. М. Блохин.

      Почему в НКВД выбрали именно тот лес? Потому что здесь еще с 1937 года покоились жертвы советского террора. Эти те граждане, что бы что были убиты в застенках НКВД во время страшных репрессий. Люди были расстреляны без суда и следствия. Мемориал в Медном. Металлическая стена с именами убитых поляков. Помимо польской части мемориала с памятником в виде стены (на ней имена всех погибших) и колокола, имеется часть мемориала, посвященная нашим соотечественникам – убитым работниками спецслужб советским гражданам. Вдоль аллей на стендах представлены материалы террора. Из них следует, что «судили» прежде всего кулаков – трудолюбивых энергичных крестьян – священников, бывших помещиков, дворян, офицеров, а также отбывших наказание уголовников. Рассмотрение дел проводили тройки без вызова арестованных и без предъявления обвинений. На стенде имеется разнарядка по приговорам: сколько к высшей мере, сколько на большой срок в лагерь. Тоже можно прочитать, что пограблено в этом лесу около шести с половиной тысяч человек, но это, вероятнее всего сильно заниженная цифра.

Сразу на нами приехали польские священники с гидом. Тишина. Сосновый бор. Спокойное красивое место. И тем жуткое своими тайными, которые постепенно становятся явью. Один из советских плачей Василий Блохин лично расстрелял около 700 польских офицеров. А всего этот рекордсмен по казням совершил 20 000 убийств. Умер в 1954 году, дослужившись до генерал-майора, и похоронен на Новодевичьем кладбище как герой.

ВАСИЛЁВО

Музей деревянного зодчества из нескольких строение. Весьма скудная экспозиция, но живописный парк. Поворот с основной трассы Москва-Питер к этнографическому музею под открытым небом находится через несколько километром после поворота на Торжок. Есть указатель. Если ехать из Москвы, то придется развернуться и вернуться примерно на километр назад, чтобы свернуть по указателю. Каменный мост через болото украшение бывшей усадьбы Василёво Организация дороги порадовала. И само шоссе преобразилось: в каждую сторону по две полосы и еще резервная, посередине разделительная, а прежде ведь, ещё года три-четыре назад была разбитая и залатанная трехполоска с реверсивным движением. Движение затрудняли старенькие грузовички, которые тащились со скоростью 70—80 километров, да еще многочисленные гаишники в кустах. Но вот построили скоростную европейского уровня дорогу М-11, и местное начальство как бы в ответ а мы тоже не хуже можем!» Сделали бы они это двадцать лет назад, тогда были бы по-настоящему молодцы. Это было бы истинное проявление любви к родине….

Каменный мост, построенный Львовым. Размеры и прочность позволяют пройти колоне бронетехники, Назначение его чисто декоративное. Соединят два берега искусственного пруда. Территория музея – хорошее место для прогулок в погожий денек. Экспонатов не более десятка – весьма скудно. Деревянные трактир, пожарное депо, церковь, часовня, жилые дома и еще один самый примечательный экспонат – каменный мост, построенный по проекту и под руководством архитектора Львова. Возе него посетители любят фотографироваться.

Церковь Преображенья 1732 г постройки