РЕЙНСКИЙ ВОДОПАД – ШТЕЙН АМ РЕЙН - ЦЮРИХ
Наконец, мы в Швейцарии!!! После петли из Праги через Копенгаген и Мюнхен мы пересекли швейцарскую границу. Это было недалеко от городка немецкого Битинген. Где-то в этих местах имел свой коридор для переброски шпионов разведчик Штирлец. Живописно там и спокойно.
Швейцария долгое время оставалась для меня заповедной зоной, почти во всех европейских странах побывал, а вот в самой богатой и красивой – нет. Почему-то мне думалось, что там я увижу одних скучных банкиров в смокингах и часовщиков с лупами. Однако все оказалось гораздо лучше. Там можно проводить время и весело и с размахом.
После перехода швейцарской границы мы осмотрели Рейнский водопад. Достопримечательность очень популярна среди туристов, которых возле водопада бродят целые толпы. Постарались швейцарцы разрекламировать свой природный аттракцион, и теперь каждый приезжающий обязательно сюда приходит. Остап Бендер организовал бы продажу билетов на водопад, но пока его нет платить нужно только за парковку. Парковочные автоматы одинаково принимают монеты в один франк или в один евро, хотя курс франка ниже.
Водопад – зрелище захватывающее, тем более в апреле, когда он из-за таяния снегов становится наиболее полноводным. Вид падающей и бурлящей воды завораживает, можно долго смотреть не отрываясь. Мне почему-то сразу захотелось сравнить с Ниагарским.
Затем поехали в городок Штейн ам Рейн( Stein am Rhein). Карамельно-красиво и по-швейцарски спокойно и размеренно. Замечательный словом, город. Получил глубокое моральное удовлетворение, прогулявшись по его улицам с разрисованными домами. Потом заглянул в древний монастырь, на хозяйственный двор, заставленный деревянными приспособлениями для производства вина. Жаль, музей оружия в мэрии Штейн ам Рейна был закрыт, посмотрел на древние сабли из-за решетки.
За городом нашли извилистую дорогу, ведущую на гору: в крепость, превращенную в ресторан для VIP-персон. Поднялись. Оттуда открывается удивительный вид на город и реку.
ЦЮРИХ
Спустившись с горы поехали в Цюрих. Город не оставил никакого впечатления. Деловой, суетливый, напряженное движение на улицах, много приезжих со смуглыми лицами. Жаль, на кораблик по озеру опоздали.
Весь день мы ехали по горам и прибыли в Цюрих уже уставшие, так что ходить по магазинам на Привокзальной (Хаупбанххофштрассе) улице уже не было сил. Смогли только подняться на исторический холм, на котором римляне основали поселение, ставшее теперь Цюрихом. На холме кроме обычного парка ничего нет, правда оттуда открывается красивый вид.
После Германии сразу заметно, что водители в Швейцарии не очень вежливые, и особенно в Цюрихе. Гудят на светофорах, садятся на хвост, когда едешь по узкому серпантину, агрессивно обгоняют, не включают поворотники. Даже в Москве народ за рулем стал заметно деликатнее. Особенно за последнее время, когда многие из столичной публики съездили в Европу и подучились правильным манерам на дорогах.
ПЕРЕВАЛ СЕН ГОТТАРД
Задавался ли кто-нибудь вопросом: зачем Суворов переходил через Альпы? Особенно, когда рассматривал картину Сурикова. Живописец творчески осмыслил историческое событие и изобразил переход войск Суворова через перевал Сен-Готард согласно своему видению истории (или согласно официальному взгляду?).
Яркий образ запал в душу, и потом уже, со временем героический подвиг русских солдат не вызывал сомнения. И вопрос о смысле этого героизма как-то отпал сам собой. Ну что тут рассуждать? Суворов – великий полководец, а солдаты его – герои.
Немногим более часа потребовалось нам, чтобы доехать по скоростному шоссе из Люцерна до Чертова моста. Это историческое место весьма неприветливо в погодном отношении. Это Чертов мост, видимо, прошедший серьезную реконструкцию ( шутка ли? Болеее 200 лет прошло, как на нем произошел исторический бой) довольно скучное сооружение и может быть осмотрено за 10-15 минут. Больше в каменном ущелье с пронизывающими ветрами делать нечего.
Летом разве что, при хорошей погоде тогда можно выпить чашечку кофе в придорожном ресторанчике «У черта» (был закрыт, еще не сезон, туристы на автобусах еще не приехали). Над домиком проходит железная дорога, а рядом по ущелью еще и автомагистраль.
Нам совсем неуютно было стоять на обочине под накрапывающим дождем. Вверх поднимались отвесные скалы, внизу пропасть и узкая полоска ледяной воды - речка. Чертов мост сейчас уже не выглядит таким диким, как двести с лишним лет назад. Если не знать, то можно легко проскочить мимо по современной автодороге, ведущей в горнолыжный курорт Андерматт.
Над мостом проложили еще одну дорогу – железнодорожную. Так что мост являвшийся когда-то ключевым, теперь остался культурным артефактом. Есть возле Чертового моста памятник, вырубленный в скале крест, написано что-то по-немецки.
Разыскивая этот Чертов мост, мы проехали нужный поворот на Андерматт, и нас утянуло в 17-ти километровый туннель под перевалом Сан-Готтард. Оказались на итальянской стороне, там до Лугано рукой подать. (Интересно посмотреть, в каких условиях трудился наш вождь морового пролетариата над планами революции.)
На итальянской стороне шел мелкий дождь. Было уныло, почти как в конце октября в Подмосковье. Мы поехали дальше – на перевал Сен-Готард, который оказался закрыт. Видели табличку «Музей Сен-Готард». А в долине расположился городок Анедерматт. Довольно скучного вида серые строения коробочного вида, за исключением нескольких центральных улиц, оставшихся в том виде, когда этот курорт был еще никому неизвестной деревней.
Местные дорожные службы перекрыли дорогу легким шлагбаумом из хлипких стропил и повесили знак «проезд запрещен». Следуя российскому менталитету, хотелось выкинуть эти смешные загородки в пропасть и смело ехать вперед – на перевал. Но мы все-таки удержались от соблазна и повернули обратно на автобан, соединяющий центральную немецкую часть Швейцарии с итальянский. Поехали к Сен-готардскому туннелю, проложенному под Альпами еще сто лет назад и соединившему центральную немецкую часть Швейцарии с южной – итальянской
После того как в этом туннеле несколько лет назад лоб в лоб столкнулись два грузовика, и вспыхнувший пожар унес жизни десяткам людей, движение большегрузного транспорта не наблюдалось. Но все равно машины шли плотным потоком, а с итальянской стороны стояла многокилометровая пробка. Обреченно мы покатились в ее конец.
Унылому настоянию еще и способствовал мелкий дождь. Но как ни удивительно пробка вовсе не была мертвой. Довольно быстро, по московским меркам, мы опять въехали в туннель и благополучно миновали его.
ЛЮЦЕРН
В Люцерне, в Музее техники (раздолье для детей, желающих почувствовать себя настоящими пилотами, машинистами, капитанами и даже астронавтами, а также и для взрослых, впавших в детство), огромный зал железнодорожного транспорта посвящен, в частности, строительству железной дороги в Сен-готардском туннеле.
Рассматривая макеты этапов строительства туннеля, я вспомнил о памятнике в Цюрихе. Перед железнодорожным вокзалом (в местном ресторане мы обедали и официант, даже не спросив, приплюсовал к счету 20 Евро в качестве чаевых и провел оплату).
На площади установлен памятник Альфреду Эшеру. Автору идеи создания железнодорожной сети, в которую и входил туннеля. Интересно все-таки устроены люди: одни ставят памятники авантюристам и разрушителям, а другие создателям. Наверно потому что " туннели выводят на свет".
Посмотрев по карте Люцерна, я выяснил, что парковка находится поблизости с панорамой. И еще остается время, чтобы попасть туда. Слышен шум канонады и шум ветра в проводах, цокот копыт, голоса армейский начальников, диктор читает текст. Я побывал почти как в Бородинской панораме, но только в Люцерне. Панорама в Люцерне была открыта в 1881 году.
На 112 метровом полотнище изображены изнуренные переходом и войной солдаты французской армии генерала Бурбаки, бросающие винтовки к ногам бодрых и свежих разъездов швейцарцев. По условиям капитуляции Франции армия генерала Бурбаки перешла на статус интернированной.
Эти события относятся к временам франко-прусской войны. 1870-71 г.г. Предыстория этих событий такова. В конце декабря 1870 г. Восточная армия генерала Бурбаки , сосредоточенная в Безансоне, достигла почти 150000 солдат и офицеров. Во время движения французской армии Бурбаки от Безансона к городу Бельфору она на-ткнулась на 14-й германский корпус, бывший под начальством генерала Вердера (около 37,5 тысяч при 120 орудиях). Немецкий генерал расположился перед Бельфором на оборонительной позиции. Несмотря на крайнюю несоразмерность сил, немцы выдержали 3-дневные атаки неприятеля. А генерал Бурбаки, отчаявшись в успехе и узнав о приближении подкрепления, отвел свои деморализованные войска, которым ничего не оставалось кроме отступления в пределы Швейцарии.
В Люцерне мы остановились в отеле Schluessel в самом центре города. По удобствам отель не бог весть что, однако расположение, уютный ресторан с отличной кухней, доброжелательные хозяева ( Вы из России!! С большим удивлением и восторгом) и стоимость проживания (148 CHF ) с лихвой компенсируют это.
Вечером долго о бродили по древним центральным улицам от одного кафе с музыкантами к другому. Везде свежайшее пиво и зажигательная музыка. А днем в городе, казалось, проводилась какая-то спартакиада швейцарских профсоюзов под патронажем самого крупного местного банка. По улицам бежали сотни людей разных возрастов с разноцветными номерами на футболках. Полицейские перекрывали движение, работали камеры и репродукторы. Царила приподнятая атмосфера праздника спорта и здоровья. Завидев бегунов, толпа начинала скандировать и хлопать в ладоши. (Ну, совсем не банковские клерки в строгих смокингах.)
Побывали в доме-музее Р. Вагнера. В путеводителе об этом – ни слова. Конечно наш стремительный вояж по Европе не подразумевал погружения в творчество Вагнера ( Вы, кстати, не читали его философские сочинения?) , но все равно визит получился удачный.
Своеобразным завершением нашего путешествия стало восхождение посредством канатной дороги за 90 Евро на гору Пилатус. Называется так, потому что в одном из озер, расположенных на горе покоится душа Понтия Пилата – известного по библейским рассказам римского прокуратора Иудеи. Мне, правда, не удалось добраться до этого водоема, поскольку я больше любовался потрясающими видами на Люцерн, озера и снежные пики Альп.
КЮР
По автобану за два с небольшим часа доехали до города Кюр ( Chur). ) побывав по пути в замечательном соборе бенедиктинского монастыря в городе Einsiedeln. По размаху и величию могу сравнить разве что с Кельнским собором, хотя построен в 16 – 17 веках в стиле барокко. Находится неподалеку от Цюрихского озера.
Когда уже полностью стемнело и любоваться окрестностями стало невозможно. Мы решили перекусить на бензоколонке. Наверняка можно будет разжиться горячими сосисками и чашкой кофе, однако на заправке нам предстало такое обилие блюд угощений в ресторане самообслуживания, что запестрело в глазах. Повара стояли возле плит, готовы были поджарить, пропарить, подогреть, обжарить сервировать все, что ты пожелаешь. Это просто какой-то пир во время чумы – подумал я.
Перед таким съестным изобилием на швейцарской заправке меркли буфеты московских центральных ресторанов и казино. В Кюре нас ждал забронированный IBIS поэтому и не торопились. Порадовало, что парковка в этом отеле была бесплатной.
Утром мы осмотрели очень-очень древний город Кюр. В путеводителе написано, что ему более 5000 лет. Получается, что не было еще ни Египта с пирамидами, ни Вавилонского царства, а Кюр уже был. В подробности вдаваться не стал, понадеялся увидеть что-нибудь из столь древних своих глаз.
Шел мелкий дождь, горы вокруг были в тумане. Влажный воздух, и как-то сыро, что не располагало к прогулкам, поэтому осмотрели лишь Кафедральный собор. Впечатляюще мрачное творение. Дух средних веков в убранстве, кажется, там ничего не менялось 400 лет. Ощущение, что не видел ничего древнее. Такая она, Швейцария.
После собора отправились в город симпозиумов международных глобалистов – Давос.
ДАВОС
Дорога петляла по живописному ущелью. По ней сновали самосвалы – в Давос строят скоростную магистраль. Город нас не порадовал и не разочаровал, он был похож на пионерлагерь для детей богатых чиновников после окончания последней смены. Все разъехались. Магазины закрыты, Отели пусты. Подъемники не работают. На вокзале ни души. Даже парковка – аэродромное поле – изумительно пуста и совершенно бесплатна, точнее, совершенно пуста и изумительно бесплатна.
Город-курорт расположен высоко над уровнем моря, поэтому воздух там разрежен, но дышится легко, а солнце палит нещадно, это чувствуется даже сквозь тучи.
После Давоса проехали по 19 километровому туннелю под Альпами на железнодорожной платформе. Мы оказались в долине, в которой начинает свое течение река Инн. (Инсбрук, Понгау, Блаунау). Суровая альпийская красота. Кажется, попал прямо в Сибирь или на Урал. Только вот дорога отличная и возвращает к реальности – находишься в Швейцарии. Проехали по дороге № 27 вдоль реки Инн километров 50 и вскоре пересекли Австрийскую границу.