На новогодние каникулы непременно нужно было уехать из Москвы, а поскольку Евро и доллар сильно подорожали решили воспользоваться вместо самолета автомобилем. Куда же можно поехать? Конечно, в Европу, а конкретнее в Прибалтику.
Новый год решили встречать в Риге. Туда добирались через Белоруссию и через Смоленск, по Минскому шоссе. Переход границы в Григоровщине в Латвию занял 25 минут. Мы подъехали из Новополоцка в половине первого дня 29 декабря 2014 года. Перед нами была всего одна эстонская машина, за нами 2 с московскими номерами.


  На таможне и на паспортном контроле спокойствие и тишина. Диагностическую карту моего автомобиля не спросили. А я потратил почти полдня на ее оформление ( езда в сервис по пробкам) и 820 руб. Спросили мед. страховку и провели беглый осмотр вещей в багажнике. Случайно приметили кусок сыра и пакетик с творогом ( лежали на видном месте). Попросили выбросить. Еще мы везли четверть батона копченой колбасы, и молоко, которые между сумками. Разумеется латышские таможенники специально ничего искать не стали.
Советую, Григоровщина – хорошее место для перехода границы.
DSCN4030
На территории Латвии познакомились с Дуагавапилсом. Одна из известных достопримечательностей Крепость остается в руинах, пригодна только для беглого осмотра. Город оставил унылое впечатление. Промышленный поселок средней полосы со вставшим от безденежья производством. Прежде назывался Двинск, поскольку был построен русским царем.
      К вечеру добрались до Риги. Вместо автострады ехали по второстепенному шоссе. Было красиво, но покрытие на некотых участках оставалось почти не расчищено, колеса немного скользили.
      В отеле Астор нас встретили радушно. Разместили, забронировали столик в ресторане "Голубая Корова" для ужина. Туда мы и отправились.

DSCN4088
    Гостиница Астор Находится на местоном бульварном кольце. Из окна вид на парк .
Вот Голубая Корова. Предлагается национальная и европейская кухня. Ужин без вина обошелся в 50 Евро. Рядом с этим рестораном Красная Корова. От нашего отеля пять минут ходьбы.
DSCN4071
      Новый год встречали на набережной перед эстрадой в многотысячной толпе рижан. Как только часы пробили полночь, все начали открывать бутылки с шампанским. На сцене выступал популярный ансамбль. Небо осветили огни праздничного фейеверка.

Памятник  президенту Латвийской республики Улманису в Риге. Погиб в сталинских лагерях.


Мемориальная доска в Каунасе.


Тракайский замок в рождественские морозы.
После Кушской косы мы осмотрели Мемель и направились в Каунас. Некоторое время э
тот город был столицей Литовского княжества. После Каунаса поехалит в Тракай и затем в Вильнюс.
Там провели два дня. Погода не благоприятствовала прогулкам по городу. Впачатления от знакомства
с Литовской столицей весьма скромные. 

   Рига на Кушской косе

На новогодние каникулы непременно нужно было уехать из Москвы, а поскольку Евро и доллар сильно подорожали, мы решили воспользоваться вместо самолета автомобилем. Куда же можно поехать? Конечно, в Европу, а конкретнее в Прибалтику.
          В Ригу добирались через Белоруссию и через Смоленск, по Минскому шоссе. Переход границы в Григоровщине в Латвию занял 25 минут. Мы подъехали из Новополоцка в половине первого дня 29 декабря 2014 года. Перед нами была всего одна эстонская машина, за нами 2 с московскими номерами.
         На таможне и на паспортном контроле спокойствие и тишина. Диагностическую карту моего автомобиля не спросили. А я потратил почти полдня на ее оформление ( езда в сервис по пробкам) и 820 руб. Спросили мед. страховку и провели беглый осмотр вещей в багажнике. Случайно приметили кусок сыра и пакетик с творогом ( лежали на видном месте). Попросили выбросить. Еще мы везли четверть батона копченой колбасы, и молоко, которые  спрятали между сумками. Разумеется латышские таможенники специально ничего искать не стали. Советую, Григоровщина – хорошее место для перехода границы.
        Первый большой город в Латвии на нашем маршруте -  Даугавпилс. Прежде назывался Двинск, поскольку был построен русским царем. Одна из известных достопримечательностей  – каменная крепость остается в руинах, пригодна только для беглого осмотра. Город оставил унылое впечатление. Промышленный поселок средней полосы со вставшим от безденежья производством.

К вечеру добрались до Риги. Вместо автострады ехали по второстепенному шоссе. Было красиво, но покрытие на некоторых участках почти не расчищено от снега, колеса немного скользили.
      В отеле «Астор», находится в центре,  нас встретили радушно. Разместили, забронировали неподалеку  столик в ресторане "Голубая Корова" для ужина. Туда мы и отправились.
Администратор посетовал, что в этом году в Риге на удивление мало гостей из Москвы и Санкт-Петербурга, многие не приехали, номера пустые…

Конечно, мы согласились с ним,  рубль упал по отношению к доллару более чем в два раза – с 32 до 67. Так что многие решили ограничиться российским рублевым пространством. Настоящие патриоты , так поддержали присоединение (или захват) Крыма и войну на Украине,


     В ресторане  «Голубая Корова» нам предложили блюда национальной и европейской кухни. Ужин без вина обошелся в 50 Евро. Рядом с этим рестораном есть другой – «Красная Корова».  Видимо конкуренты.

Затем пошли гулять по Старой Риге, смотреть по сторонам  и вспоминать прошлые сериалы: кто про Шерлока Холмса (Домская площадь), кто про Штирлица и профессора Плейшнера (ул. Яуниела).

Потом вернулись в отель, уже ближе к 11 часам ( время в Риге на час отстает). Выпили шампанского и вышли на улицу. Новый год встречали на набережной в  многотысячной толпе  рижан перед эстрадой. Как только часы пробили полночь, все начали открывать бутылки. На сцене выступал популярный ансамбль. Небо осветили огни праздничного фейерверка.

Широкая улица была практически полностью заполнена празднующими  почти у всех в руках бокалы с шампанским,  хлопушки и бенгальские искрящиеся огни. Из динамиков неслась задорная музыка. Впереди на огромном  экране выступала  как осовремененная музыкальная группа из четырех парней, они чем-то напомнили мне отечественную команду «Доктор Ватсон» с их ретро-репертуаром.

В толпе было неуютно. Более того все двигались, толкались, кричали, хлопали открывающиеся бутылки. И поскольку мы не взяли с собой  вина решили вернуться на Домскую площадь, где можно было выпить приготовленного в палатке глинтвейна.

            В Риге провели три дня. Погода не благоприятствовала прогулкам. Впечатления от знакомства с Литовской столицей весьма скромные. Во время утреннего променада осмотрел памятник президенту Латвийской республики Улманису в Риге. Погиб в сталинских лагерях. Прокатились на машине по кварталу архитектурного модерна – захватывает количество зданий в Югенд Стиле. Еще был подъем на самую высокую колокольню – башню Петра.  Если бы не надели дополнительный свитер и не взяли зимние шапки –  прошлось бы не сладко от пронизывающего ветра. Рассматривали огромные ангары для дирижаблей, построены в 30-х годах и превращенные теперь в фермерские рынки. Внизу фото разрушающейся в огне колокольни. А потом визит вновь открывшийся музей Масонства. Смотритель похож на пастора  Шлага только моложе.  Его рассказ о связи миров.

На следующий день прослушав концерт органной музыки в Домском соборе,  мы пошли ужинать в рядом находящийся  ресторанчик национальной кухни. Там горели свечи, стояла елка – все было украшено, атмосфера  по-новогоднему праздничная и одновременно спокойная. Мы выпили красного вина, еще раз поздравили друг друга и пожелали сохранять традицию отмечания Нового года за границей.

ЮРМАЛА  

На третий день утром поехали в Юрмалу. Как-то странно на улице от необычной для нас погоды, мы ждали, что вначале января ударят морозы и начнутся снегопады – а здесь дул ветер,  скорее теплый и южный, периодически начинал моросить дождь, остатки выпавшего позавчера снега дотаивали по обочинам, а на дороге были лужи. Наверно это привычная  прибалтийская погода ведь рядом море.

Машин было мало и через час мы уже искали парковку в Майори. Нашли недалеко от берега. Свинцовые воды Рижского залива, мы стояли и смотрели как несильные волны набегали на песчаный берег, пешеходная дорожка вдоль прибоя и несколько одиноких прогуливающихся туристов. Шумели сосны. Хотелось смотреть и молчать, но было как-то некомфортно, особенно от пробирающего влажного ветра. И мы вернулись на главную прогулочную улицу Юрмалы – на улицу Йонас.

Где же магнит с изображением ресторана  «Юрас Перле»? С висящим в воздухе над пляжем бетонным пирсом – символом Юрмалы совковых времен? Там находился самый модный и крутой ресторан побережья. Оказывается он настолько обветшал, что его решили разобрать, чтобы не рухнул подчас на  беззаботных пляжников. (В далекие и глухие годы удалось там побывать во время короткого визита в Ригу. Попасть в  престижный ресторан помог случайный знакомый. Но впечатления остались смазанными от некачественного алкоголя… Теперь мне можно, когда уже нет ни ресторана, ни блатных проходов в такие заведения – теперь я могу гордо и с облегчением  заключить – я там Был! Хотя никого это теперь не волнует)

Уже вторя половина дня, мы шли и рассматривали уличные скульптуры (опаздывающая модница) и заходили в разные магазинчики. Одном из них Тамара купила себе очередной наряд – красный джемпер. И мы неторопливо двигались дальше, выбирая где остановиться, чтобы пообедать. Или просто выпить кофе. Так незаметно прошел и закончился день. Остались позади сосны, колючий ветер с моря, дюны и прибой. Мы ехали по автобану обратно в Ригу.

       Юрмала оставила много приятных воспоминаний. Теперь в Москве особенно, когда грустно, когда за окном унылый больничный пейзаж, когда низкое небо без солнца, я вспоминаю сосновый лес, песок и дорожку вдоль прибоя. Особенно после посещения Серебряного бора. Петляющая тропинка по земле  сквозь молодые сосны и вот уже река блестит впереди. Конечно это не Рижское взморье, но ведь можно и нашу Москва-реку принять за Лиелупе, почти такая же широкая водная гладь. И от мысли, что кончится все и можно будет туда поехать становится светлее на душе. 

 

ШАУЛЯЙ. Курляндия

В Шауляе шел дождь. Так и запомнился этот почти ничем не примечательный город, воплощение советской безликой провинциальной архитектуры,- сплошным дождем. Мы спешили по пешеходной улице в кафе, чтобы не промокнуть. Дождь в январе кажется нескончаемым, не такой сильный как на Сейшельских островах, там лило как из ведра в прямом смысле, и тогда мы укрылись в ресторане. Пустом, там не было ни одного посетителя. Там высокие цены и сравнительно хорошее обслуживание, поскольку он предназначен для иностранных туристов. Как при социализме все лучше – гостям.

Прграмма была отчаси выполнена, поскольку еще утром мы побывали на «Горе крестов» - своеобразном и уникальном месте. Примечательным тем, что на голомах устновлено нескогоко десятков тысяч крестов. Многие из них просто принесены туда и весят на своих тесемках на других больших крестах. От ветра они раскачиваются и поскрипывают. Создается весьма жуткая картина. Находится на «Горе крестов» от этого неприятно. Но побывать все-таки было нужно. Отметиться. Это ведь цель путешественников – вступить на землю еще тобой неизведанную.

После зашли в здание, в очертаниях которого угадывалась религиозная постройка, по видимому кирха. Закрытая прежними атеистическими советскими властями и превращенная в какое-то общественное заведение, музей или библиотеку. Внутри действительно был организован музей, его темой были события 1940-1944 годов и, в частности, боевые действия на Курляндском плацдарме. Смотритель рассказал, что экспонаты добыты в ходе поисковых раскопок на местах боев. Действительно неподалеку от Шауляя проходила линия фронта.

Пустые тротуары. Парковка. Куда же подевались местные жители? Непогода. Немного отогревшись и подсохнув в торговом центре, мы вернулись на улицу к ветру и дождю в лицо.

 Настоящая зима началась в Каунасе, живописно падал снег на тротуары главной улицу города  - бульвара Лайсвес (Свободы)  -  (памятник князю Витаутасу под снегом)(еще сходили в музей «чертей») и продолжалась уже суровыми 25 градусным  морозами в Тракае. Потом в Смоленске. Тоже шел снег и было трудно ехать по трассе.

Из Каунаса мы поехали в Клайпеду ( Мемель ). Там переночевав отправились на экскурсию на Кушскую  косу  - смотреть дюны. Там они достигают в высоту более 100 метров. Это уникальные природные образования. Тамаре очень хотелось увидеть эти движущиеся горы песка своими глазами. На берегу Балтийского моря было крайне ветрено. Невозможно было стоять и мы перешли на сторону залива. Там в небольшом рыбацком ресторанчике мы пообедали. Пошли осматривать набережную. Удивительно спокойная и размеренная жизнь почти пустого поселка Неринга. Место для прогулок и размышлений, созерцания природы, моря, песчаных пляжей. Для тех, кто устал от исканий, кто устал спешить и стал на склоне лет неторопливым…

 

ТРАКАЙ

 

       Здесь мы разместились в одном из  лучших за поездку отелей – двухэтажные современные домики были разбросаны в сосновом бору, окна номеров от пола до потолка с видом на лесное озеро.  Приехали в этот отель - Tony resort –  только вечером, почти в начале седьмого. Извилистая дорожка  от парковки под соснами.  Видимо летом, когда озера освобождаются ото льда  там становится еще красивее.  

      В этом, наверно, и заключается счастье, чтобы пожить с любимой  в живописном месте, комфортабельном отеле. И пока она собирается на завтрак. прогуляться утром в качестве зарядки по лесной дорожке наступая на только упавшие, этой ночью, шишки. Хруст сучьев. Смолистый аромат. Потом бодрящий кофе. А впереди еще долгий, полный интересными открытиями день…

         В этот раз впереди нас ждал средневековый замок, хотя и отреставрированный в  уже в наш  время и превращенный в музей, но это не главное. И как же иначе?  Не лазать же по руинам, рисуя свалиться и изувечиться.

      И еще воспоминания почти 50 летней давности, когда Тамара впервые побывала здесь в составе школьной группы, тогда это было в поездке по Литве. Так развивали тогда детей, и многодневные экскурсии были  популярны в продвинутых советских школах. Сейчас она сфотографировалась именно в том же месте на мостике к замку, где и в те далекие годы. Получился взгляд через пол столетия.  

       Ужинали в ресторане Бора (36.5 Е). Одноэтажное здание в стиле сельского хай-тека с прекрасным видом на озеро и Тракайский замок. Пили калифорнийское и французское вино Pinot Noir. Потом сфотографировавшись на деревянном мостике перед средневековыми башнями пошли в специальное кафе пробовать пироги караимов – крымских татарских евреев, пришедших в 13 веке на военную службу к литовскому князю. И за заслуги получивших земельные наделы.

    Нам объяснили, что народ караимов на грани вырождения, поскольку  не приветствуются браки с другими национальностями. Представителей караимов можно узнать по лицу имеющему желтый болезненный цвет, сгорбленной фигуре и семенящей походке, кажется что жизнь медленно уходит из его тела. Народ давно бы выродился, если некоторые не нарушали заповедь о запрете кровосмешения.

Проехав на машине по улице старого Тракая,( небольшая деревня по современным понятиям) мы заметили кафе «Kybynlar” где и можно попробовать пироги и другие блюда караимской  кухни. Заведение давно работает исключительно для туристов. Местные на оригинальность угощений не ведутся.

Но все равно отведали  национальной кухни, заказав  пирог с бараниной и суп, еще осталось купить сувениры, пошли на рынок под открытым небом. Вечером отправились в Вильнюс.

 

ВИЛЬНЮС

 

Может быть только теплой зимой этот город не производит унылого впечатления. Снег переходящий в дождь, под ногами лужи. И постоянный ветер на открытых улицах. Башня Гадземинаса в центре так и осталась непокоренной, больно неуютно подниматься по крутой спирали на верхнюю площадку.

Куда интереснее и комфортнее поездка на телебашню. Наверху обзорный ресторан, который делает полный оборот за 55 минут, нам этого было достаточно для чтобы выпить кофе. И полюбоваться на заснеженные холмы, грустные просторы зимы, и опять на башню Гадземинаса на горе, на трубы теплоэлектростанций, на шпили костелов. Медленно поворачивался круглый зал, почти как на Останкинской (Никитинской) башне или на башне в Куала-Лумпуре. ( А вот в Париже башня не крутится!) 

 Внизу перед входом в телебашню мемориальная плита о 14 погибших ночью 13  января  1991 года литовцах от рук советских  спецазовцев.

Потом бесцельно бродили по центру города. Покупали сувениры, заходили в магазины, выбирали ресторанчик, чтобы поужинать, но так и не выбрали. Поехали в рекомендованный нам хозяином наших апартаментов,(внимательным молодым человеком, хорошо говорящим по-русски,) ресторан национальной кухни Marcelinkes Kletis . Впрочем посещение заведения нас не вдохновило. Внутри было скучно, одиноко и тихо, только молчаливая пара местных ужинала в углу. Еда тоже не вызвала восторга – показалась несвежей . И еще пришлось поискать этот ресторан, поскольку на фасаде не было вывески. Может быть обслуга недолюбливает русских? Хотя в Литве меньше всего проявляется национализм, сравнивая с остальными республиками Прибалтики. Досадно, что некоторые местные воспринимают русских как советских оккупантов.

Побывали в кафедральном соборе и в костеле Святой Анны. Это одно из самый древних зданий города. Костел  построен в конце 14 века . Теперь составляет архитектурный ансамбль с Бенедиктинским  монастырем. Наполеон сожалел, что не может увести это изящное здание с собой и украсить им  Париж.

 

Каменный Лог

 Каменный Лог – так называется пограничный переезд в Белоруссию. Здесь заканчивается Европа и начинается уже почти Россия. Встреча с заграницей уплывает в прошлое. Теперь только мечты и надежды, что поскорее удастся вновь вернуться на Запад.

   К счастью мы не испытали ни домогательств, ни издевательств бывших советских таможенников-пограничников, ( типа, что везете, покажите что в сумке, откройте чемодан и т.д.) так что прошли КПП без особых волнений и быстро поехали в Минск обедать в Лидо.