БАРСЕЛОНА.  ПРАЗДНИК ЗА 40 ДНЕЙ ДО ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ.

 

Постоянно преследовало беспокойство. Не может поездка в Испанию пройти гладко. Разные случайности и неприятности связанные с прилетом  сопровождали меня каждый раз, в каждую из четырех предыдущих  поездок. С замиранием сердца я ждал: что же случиться в этот раз?..

А в этот раз мы отправились Барселону на день Красной Армии.  Именно так называл его Штирлиц, и отмечал  этот праздник всегда, где бы он  не находился.    

Удачно, утренним рейсом прилетели в Барселону и остановились в отеле «ICARIA  Barcelona». Отель находится в современном здании с интерьером в стиле хай-тэк,  в фойе кафе. Окно нашего номера выходило во двор, были немного видны башни собора Сaграда Фамилия.

сгр фамиля

Фрагмент собора Сграда Фамилия А Гауди 

Рядом с отелем вполне благополучный район, жилые дома были построены для Олимпийской деревни к играм 1992 года. Не более трех минут ходьбы  до набережной. Вокруг  много зелени, современные здания, квартиры видимо не дешевые и  проживают в нем  вероятнее всего преуспевающие каталонцы. Видишь  благоустроенные дворы с подземными парковками, ни рваных газет, ни крикливых граффити, только уличная скульптура и фонтанчики с питьевой водой,  и понимаешь,  что  выходцы из стран третьего мира третьего мира  сюда еще не дошли.

 Стоит только перейти шоссе идущее вдоль моря,  и оказываешься на просторе – песчаные пляжи тянуться до горизонта.

     До ближайшей станции метро Vila Olimpica   – 15 минут пешком. Еще 10 минут на метро и вы уже в центре города – на площади Каталонии.   В пяти минутах от отеля в сторону метро Vila Olimpica   большой супермаркет. В нем мы покупали продукты и вино. Пригодился  холодильник в  номере.

 В отеле мы прожили три дня. Обычно по утрам я шел на  набережную, оценить погоду, немного размяться и полюбоваться морем.  Поскольку купаться зимой не принято даже в Каталонии, я быстро возвращался, и мы шли завтракать.

 Ресторан, как обычно, был  на первом этаже, радом с фойе. И хотя в нем  было светло и просторно, но конечно, он уступал тому ресторану на веранде, в Стамбуле откуда открывался замечательный вид  на Святую Софию и Голубую мечеть. Зато было разнообразное меню. (Горячие блюда, несколько сортов колбас и сыров, молочные продукты, фрукты, соки, несколько видов пирожных) Мы старались плотно позавтракать, так чтобы уже не обедать, а только поужинать.

Буквально за углом от отеля находилась остановка экскурсионного автобуса  Turistic  Bus. На нем мы и решили знакомиться с Барселоной, купив билет за 30 Евро на два дня

Маршрут проходил чрез весь город к горе Монжуик, поднявшись на неё и проехав мимо белой скульптуры архитектора  Калатравы,  символизирующей олимпийский огонь, мы сошли с автобуса  перед воротами в историческую деревню. Это своеобразный музей из  копий зданий  из разных областей Испании, и построен ко всемирной выставке 1928 года.

       Потом поехали в музей Пабло Пикассо (вход 6 Евро). Позиционируется как самая широкая коллекция картин и рисунков художника.  Однако показалось, что экспозиция вовсе не столь обширна, если вспомнить плодовитость маэстро.

             Помимо залов, посвященным отдельным периодам творчества, «голубой» период,  «розовый»,  выставлена  картина “Las Meninas” (1957 г.) интерпретирующая  сюжет Веласкеса. Фильм на экране рядом, рассказывает, как П.Пикассо это делал. Он брал полотно  какого-нибудь из старых и великих, например, того же Веласкеса или Рембрандта, проецировал его посредством диаскопа  на загрунтованный холст,  и обводил фигуры и предметы, но изображая вместо персонажей треугольники, квадраты и трапеции, а затем, раскрашивая их в разные тона и оттенки, как это тогда было модно.

       Заимствование классических сюжетов современными художниками не назовешь плагиатом,  и не откажешь им в оригинальности трактовки  исторических и образов. Почему же не позаимствовать композицию? Впрочем, это не важно, поскольку  П.Пикассо остается самым продаваемым художником. В его картины вкладывают  активы международные банки.   

дом гауди

Жилой дом в Барселоне. Арх. А. Гауди


  ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В БАРСЕЛОНЕ.

В Барселоне хорошо. Мы привыкли, что в феврале нас продолжают мучить морозы, а на обочинах вырастают огромные сугробы. Но в Барселоне, кажется,  трава  зеленеет круглый год. На клумбах, правда пока было пусто, зато вишневые деревья уже побелели или порозовели.  Это было необычно для нас, мы отмечаем праздник  (23 февраля)  при скверной погоде, когда противная липкая грязь обволакивает и машину и обувь. А здесь уже началась весна.

Столица Каталонии  произвела на нас не меньшее впечатление, чем  Париж. Часто ведь слышишь восторги по поводу Парижа, о как  восхитительно, незабываемо, очаровательно. Однако  Париж более популярен, как в целом и более популярна Франция. Но стоит отвлечься от стереотипов. Тем более Париж превратился в прибежище иммигрантов со всех концов света. В Барселоне спокойнее и белее. 

Так что же Олимпиада? Она дала мощный импульс развитию города. Историю города можно разделить на две части до Олимпиады и после. Это в некоторой мере напоминает Москву. Помимо спортивных сооружений, аэропорта к Олимпийским играм  построили набережную, а расчистив промышленные трущобы из складов и пакгаузов еще позапрошлого века -   Олимпийскую деревню. Сейчас жилой  район олимпийской деревни называют Новая Икария (Nova Icaria) в память об утопической коммуне, существовавшей здесь в XIX веке.

       Сойдя с туристического автобуса  на площади Каталонии, мы прогулялись  по бульвару Лас-Рамблас до колонны Колумба, и там вновь хотели сесть в автобус, чтобы доехать до отеля. Артисты и лавочники уже свернулись, было пустынно, лишь одинокие торговцы с летающими  игрушками беспечно бродили по тротуару.  К сожалению,  и туристические автобусы свою работу уже закончили, было уже начало девятого. Так что нам пришлось идти в метро, до ближайшей станции Барселонета ( Barceloneta) было всего минут 10.

Уставшие, переполненные впечатлениями от насыщенного дня мы из последних сил отправились на поиски супермаркета,  нашли его буквально в 300 метрах от отеля. Купили красного вина, сыра и фруктов. И довольные поднялись в номер, где устроили скромный праздничный   ужин   «вдали от России». ( Жаль, не было камина  - испечь картошку, как это делал Штирлец)

На следующий день первой остановкой туристического автобуса стал для нас дом House Batllo, одно из творений Гауди. Затем поехали в Саграда Фамилия,  а оставшееся в этот день время, пересев на синюю линию автобуса, посвятили парку Гуэль.

Для входа в храм Sagrada Familia  нужно приобрести помимо основного еще  дополнительный билет на лифт (2.5 Евро) на определенное время, чтобы подняться на башню. Раньше лифта не было и туристы поднимались самостоятельно, что позволяло в больше мере ощутить  неповторимость сооружения.  

Строительство, начатое в  1882 году, продолжается, его планируют закончить в 2026 году, когда исполнится 100 лет со дня смерти автора проекта Антонио Гауди.

      Гауди не составлял предварительных планов работ, он набрасывал в общих чертах основные формы, а затем импровизировал, создавая конструкции и детали по мере  возведения собора. Для этого ему постоянно приходилось находиться на строительной площадке,  и в итоге он поселился в одной из комнат недостроенного здания.  Наблюдая за постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ. К нему приходили неожиданные решения,  и он стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и ломая построенное.

    Пройдя  по собору, мы вышли с другой стороны в ворота в восточном фасаде «Рождество», Этот фасад построен  еще при  жизни Гауди и сильно отличается от других.  Остальные  два фасада "Страсти Христовы" и "Воскресение".  были закончены его последователями.  Каждый из трёх фасадов был посвящён одному из трёх центральных сюжетов земной жизни Христа. Фасады собора  Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А в центре должна была быть возведена башня, символизирующая Христа.

В парке Гуэль турки, марокканцы и другие азиаты со смуглыми физиономиями торгуют сувенирами по низким ценам, разложив их на газетке. Толпится праздный народ,  в основном туристы и просто прогуливающиеся, с верхней площадки прекрасная панорама города. Все фотографируют, кто-то даже зарисовывает. Мы пошли в кафе. И поскольку обслуга немного говорила по-русски, мы еще раз убедились в правильности  предположения – они  действительно турки. 

       После парка, заходя в каждый сувенирный магазин, попытались но безуспешно  найти что-то оригинальное,  вернулись к автобусной остановке и продолжили экскурсию. Проехали мимо резиденции короля, университетского городка, стадиона  “Camp Nou”, на котором играет легендарная «Барселона» (испанцы, кстати, чемпиона мира и Европы по футболу) и музей знаменитого клуба. Многие вышли на этой остановке, может, надеялись попасть на смотровую площадку стадиона. Или в раздевалки именитой команды, куда для фанатов регулярно организуются экскурсии.

Приближался вечер, стало холодно, подул ветер, на верхнем этаже открытого автобуса стало неуютно. И мы сошли на площади Каталонии. Прогулкой узким улицам  Готическому кварталу мы шли уже при свете фонарей, и завершили этот день в Ирландском пабе кружкой Гинесса. Там же возле станции метро “Jaume I” нашли замечательную кондитерскую и накупили пирожных и печенья. Тамара  непременно хотела попить чаю в номере. 

На следующий день отправились в монастырь Монсеррат. Напрасно я беспокоился  о дороге, экскурсия в Монсеррат организована в лучших американских традициях.  На платформе для электричек на станции  Площадь Испании “Plaza de Espania” стоят люди в красный майках и продают комплексные  единые билеты на пригородный поезд ( линия R5), подъемник и музеи монастыря. Стоимость 23.20 Евро. Поездка в один конец занимает более часа, сначала на электричке, а потом на специальном поезде по горной зубчатой дороге.

 Место святое (явление Богородицы) и красивое (гора Монсеррат удивительное природное творение), так что побывать там нужно обязательно.  По легенде Богородица являлась четыре раза по субботам, и это происходило в пещере, наблюдали это явления дети пастухов. Этот рассказ был удивительно похож на рассказ о явлении богородицы в пещере неподалеку от португальской деревне Фатима.

После экскурсии, вернувшись на площадь Испании, поднялись к музыкальным фонтанам. Поскольку в межсезонье фонтаны работают только по пятницам и субботам.  Зрелище впечатляющее, можно смотреть с площадки перед музеем Искусств, там устроена как бы трибуна, а можно подойти непосредственно к бассейну вокруг фонтана, там даже  расставлены стулья. Закончилось светомузыкальное представление,  и к публике вышел гитарист китайского происхождения. Играл он превосходно, классические пьесы и в стиле фламенко. Он сидел, повернувшись спиной к сияющему ночными огнями городу.  И публики после музыкальных фонтанов не убавилось. Может они слушали музыканта, может, любовались ночной Барселоной.

Мы неторопливо спустились по лестнице  вниз, по сторонам были постройки Международной  выставки 1929 года, несколько напоминающие по своему пафосу ВДНХ. Пока мы любовались величественной архитектурой, из кармана прямо на ходу вытащили из фотоаппарат. 

Возможно это произошло в переходе под площадью Испании, который ведет к входу в метро. Это сначала огорчило, а потом даже обрадовало, поскольку появилась необходимость купить новый, более современный и компактный. Единственно,  было досадно, что пропали снимки из монастыря. Впрочем, из соображений вероятности любых случайностей, а тем более связанных с фототехникой, я сфотографировал все достопримечательности еще и вторым.   

 Пуэбло Эспаьол -  исторический комплекс на горе Монжуик, созданный к Всемирной выставке 1929 года. Испанская деревня  состоит из  копий  различных зданий испанской глубинки. Создатели музея под открытым небом побывали в 1600 городах и деревнях Испании, где выбирали  здания традиционной для тех мест архитектуры.

  Поскольку подъем в гору довольно крутой, поэтому следует воспользоваться канатной дорогой «Телеферик». Кабинка поднимет вас на вершину прямо к воротам  средневековой крепости. Гуляя по батарее орудий времен второй мировой войны можно полюбоваться с одной стороны видом центральной части Барселоны, а с другой рассмотреть акваторию современного порта – тысячи контейнеров, краны, железнодорожные пути ведут к причалам, возле которых океанские корабли.

Как нам удалось опоздать на самолет, находясь в 20 минутах  езды от аэропорта можно объяснить только метафизически. Однако и в этой неприятности можно найти много положительного, а именно  мы получили еще три дня счастья  в Барселоне.

После того, как электричка уже полчаса шла без остановок, а за окном появился прибрежный морской пейзаж, я понял, что едем мы  вовсе в не в аэропорт, а в другую сторону – в Таррагону. И публика вокруг была какая-то совсем не самолетная – пассажиры были больше похожи на возвращавшихся к воскресной ярмарки сельских жителей. А значит только счастливый случай может спасти нас от опоздания ( задержка рейса на неопределенное время). Сойдя на первой же станции и пересев через 10 минут в обратно идущий поезд, мы вскоре оказались опять в подземном вокзале Sants Esttacio  и теперь уже сели в нужный поезд – до аэропорта.   Теперь публика была самая что ни есть самолетная, даже частично говорила по-русски.

Пока мы ехали обратно в Барселону, это был в отличие от первого  более комфортабельный вагон и почти пустой, в на диванчике напросив расположился молодой человек  в футболке с большой красной звездой на груди, к тому же, видимо, фанатеющего от имени Че Гевара.  Все его вещи умещались  в небольшом рюкзаке,  видно было, что путешествует он уже давно. 

Я подумал, что это наверно один из героев романа  Джека Керуака, для которого дорога – жизнь. С той разницей, что современные странники не отправляются в путь без рубля в кармане или кредитки и не воруют в магазинах возле заправок сигареты. Хотя видимо разные существуют путешественники. И те, кто спит в ночном кинотеатре, и кто в комфортабельном отеле. У всех  своя дорога. 

В аэропорту стало совсем плохо. Самолет, как и следовало ожидать, улетел. Кассы не работали. В интернет выйти не удавалось. Свободных номеров в привокзальной  гостинице не было. И чтобы мы не падали духом, нас сообщили, что рядом, несколько минут на автобусе, находится другая гостиница.

       Мы обреченно пошли по пустым залам искать автобус к отелю. Настроение падало стремительно. Находясь в нервном напряжении, я чувствовал глубокую досаду, переходящую в отчаянье, ведь как можно было так опростоволоситься, ошибиться на вокзале с поездом, испортить себе весь отдых и получить на ровном месте столько проблем.

Никто из служащих аэропорта  (стол информации, полицейские, работники кафе, таксисты, носильщики, водители автобусов – все показывали в разные стороны )  не мог объяснить, где именно находится остановка автобуса.. Наконец,  обратившись к мусорщику, удалось выбрать правильное направление -  остановка его оказалась в 5 минутах от здания. Погрузившись в автобус, я приготовился, услышать на ресепшене отеля, что свободных номеров нет, впрочем, остался один премиум-люкс за 450 Евро

В кассе авиакомпании Air Europe нам сообщили, что следующий рейс Аэрофлота  в Москву будет  после полудня следующего дня и билет стоит 1200 Евро, а следующий  поздно вечером, на который – 677 Евро. Таких денег у нас не было.

Включив ноутбук, чтобы купить билеты он-лайн, никак не могли найти зону WiFi. Наконец все-таки удалось войти в сеть и выбрать подходящий рейс в Москву, но только через два дня, билет стоил  350 Евро. На кредитке этих денег не было. Но еще оставалась наличка.  Обегав весь аэропорт, мы нашли несколько банкоматов, но они отказывались принимать наличные, не распознавая наши кредитки

К счастью номеров в гостинице Tryp Barcelona ( 4 зв.) было предостаточно. и цена за ночь без завтрака  обрадовала 99.99 Евро.

Гостиница оставила положительное впечатление. Свободные номера, просторное фойе, доступ в Интернет, правда, платный. Автобус-шатл  в любое время к вашим услугам, готов доставить вас бесплатно  к терминалу.  

Возле закрытой кассы Аэрофлоты мы встретили  какого-то мужика, который потерял багаж. С улыбкой обреченного на дорожные страдания он  ждал следующего дня, когда  служащие вернутся на рабочие места, и он сможет продолжить поиски. Он посоветовал обратиться в привокзальную гостиницу, махнув неопределенно рукой. Найдя через полчаса гостиницу мы выяснили, что свободных номеров нет. Вырисовывалась перспектива ночевать в пустом аэропорту на скамейке.

     На следующий день, обратились  в кассу авиакомпании Иберия, где нам посоветовали другую авиакомпанию Vueling,  и уже там мы купили билеты за 190 Евро, но только через три дня.

 

КАНИКУЛЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Вернувшись в Барселону, мы с радостью и облегчением вздохнули – отдых продолжался, возвращение в холодную Москву откладывалось.    

мы поселились в гостинице ROOM MATE EMMA. Футуристически оформленный отель  видимо принадлежал или экстравагантной девице-любовнице зажиточного коммерсанта или лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией., впрочем это никак не отражалось на персонале и на уровне сервиса ( в комнатах убирала хохлушка). По сравнению с отелем   BARCELONA ICARIA он уступал во всех отношениях, особенно меню завтраков. Даже расположение практические в центре города – 20 минутах пешком от площади Каталонии – не прибавляло ему преимуществ. Икария  находилась рядом с морем, живописной набережной, в спокойном зеленом районе. Здесь же на улицах с утра до вечера  было напряженное движение. Поток автомобилей не только создавал некоторый шум, но и загрязнял воздух.

Часть номеров в этом  отеле не имеет окон, они заделаны прозрачными кирпичами ( раньше такими закладывали окна в банях и душевых). Нам достался именно такой. Хотя в номере было достаточно уютно и комфортно, мы  попросили поменять его на другой и некоторой доплатой. Нам предоставили комнату с открывающимся окном и видом улицу Барселоны.  

От нашего отеля до дома Мила, построенного Гауди, было 15 минут неторопливым шагом. И мы начали первую прогулку по городу именно с посещения этого новаторского сооружения. Хорошо все-таки, что мы опоздали на самолет, иначе бы не побывали в доме - каменоломне, или, как он называется по-испански – Ла Педрере.

Строительство дома Мила  началось в 1906 году и закончилось в 1912 .. Это было время, когда Барселона  переживала экономический подъем. У разбогатевшей буржуазии появилось достаточно средств, чтобы  строить не просто дома,   а  здания в  модном в то время стиле модерн. 

 

АРХИТЕКТУРА ГАУДИ – ЭТО  ДВИЖЕНИЕ.

Экскурсия по дому Мила ( входной билет 12 Евро) ограничивается  осмотром внутреннего дворика, еще можно подняться на крышу, и пройтись по чердачным помещениям. Часть здания используется под офисные и представительские и выставочные помещения. А часто по квартиры, которые сдаются в наем  как во времена Гауди. В пяти квартирах по-прежнему живут обычные барселонцы. Несладко видимо им приходится, поскольку ежедневно в дому приходят  сотни, тысячи любознательных и подчас шумных туристов.

В чем новаторство Гауди? Проблемы и веянье эпохи – эпохи экономического подъема и творческого поиска новых форм.

Благодаря этому новшеству здание опирается на подобную скелету  конструкцию из колонн, ферм, балок.  Это позволяет избавиться от несущих стен  и спланировать интерьер каждой квартиры с большой свободой и гибкостью. Все помещения отличались разнообразием и  необычными для того времени  возможностями перепланировки. Каждый этаж, таким образом, имел  собственную конфигурацию. 

На следующий день мы отправились на гору Тибидабо.( туда идет 111 автобус)  Не вершине которой  сооружен собор Святого Сердца. Белый храм ( на самом деле из голубого камня) виден из любой точки Барселоны. Внутри храма имеется лифт который поднимает туристов (2 Евро) на смотровую  площадку, буквально к ногам Христа (высота которого (585 метров). Там можно гулять по круга или стоять всматриваясь в даль пока не закоченеешь на ветру -   вид оттуда потрясающий, в хорошую погоду видно даже остров Майорка.   Венчает храм фигура Христа с распростертыми руками, а по периметру установлены скульптуры  12 апостолов. 

Поужинать решили в каком-нибудь из ресторанов на  бульваре Рамбла, чтобы можно было обязательно заказать национальное блюдо  поэлья. На тротуаре перед входом стояла девушка-зазывала, приятной внешности и хорошо говорящая по-русски, и главное, - вежливо.  Много ли она заработает здесь? Что она заработает возле дверей? В других местах - подоходнее.

Что такое «тапосы»  и зачем они нужны? Наверно так  Каталонии называют домашние тапочки, и наличие тапосов в гостинице свидетельствует о ее высоком уровне. Потом обнаружив, что в каждом ресторане меню начиналось с именно тапосов,  мы решили, что это все-таки какой-то определенный тип закуски, далее выяснили, что тапосы  могут быть приготовлены из разных продуктов, т.е могут быть и начиная от  мясными и оная от мясных и заканчивая овощными. И зайдя в очередной ресторан, начинали заказ именно с тапосов.

Возле мэрии стоял по пояс раздетый человек с лицом латиноамериканского индейца и протестовал против корриды. Он был обвешан плакатами о жалости к невинно убиенным животным. Вероятнее всего он был безработным тунеядцем, живущим на пособие и подрабатывающем участием в таких и подобных акциях. Типа московских нашистов, которые всегда стараются протестовать от имени всего общества, но по вопросам с которыми не согласны исключительно власти.

  Вечером прошли через Готический квартал до церкви «Санта Мария дель-мар» - удивительном архитектурном памятнике религиозной архитектуры. Это великолепный собор отличатся высоким потолком, сводами алтаря, подпираемым  восемью колоннами и еще десятью колоннами, окружающими алтарь.  В храме просторно и торжественно. Убранство церкви весьма скромное, в результате пожара в 1936 году интерьер сильно пострадал. Видимо, в память о трагическом событии на стене возле одной из часовен в храме, оставлен  кусок обуглившегося иконостаса.

Почти напротив Кафедрального собора зашли в магазин модной одежды Desigual –   весьма впечатляющий  оформлением интерьера и долго выбирали  сначала платье для внучки, а потом  экстравагантную сумку. Яркие крикливые цвета и оригинальный дизайн. С такой можно и в префектуру на планерки. – а чем еще можно сильнее достать заорганизованных чинуш замундиренных в серые костюмы?

Среди переплетений древних улиц Готического квартала  имеется площадь имени Джорджа Оруэлла, в общем-то ничем особо не примечательная площадь по сравнению  именем писателя.   Проходя по ней вспомнились произведения писателя.  Одно из них очерк «Вспоминая войну в Испании» посвящено Гражданской войне Он был здесь в 1936 году как раз  одним из тех бойцов интербигад. Социалист по юношеским убеждениям он записался добровольцем в республиканскую армию.  После войны  он написал заметки, что-то наподобие  «В окопах Сталинграда», где описывает характер войны и дух ее участников  их неорганизованность,  общий разброд и шатание. Эта книга о  войне – это  еще ярче, чем в роман   « В окопах Сталинграда».

 Оруэлла подозревали в связях с советскими большевиками. Британская разведка составила на него досье, однако автора романа «1984» никогда не жаловали  в Советском Союзе, его произведения не публиковались, и доходили до читателей только нелегально.  После окончания Гражданской войны в Испании Оруэлл вернулся в Англию и, наблюдая распространение советского влияния в мире горько разочаровался в идеях коммунизма, воплощением которых был Советский Союз. Результатом стало написание романа  «Скотный двор».

 

«No pasaran!»,  но они прошли.

 Для некоторых, война в Испании, которую называют Гражданской, по сей день сохраняет свой романтический ореол. Ее символами были переданный по радио сигнал к началу фашистского мятежа: «Над всей Испанией безоблачное небо», свободолюбивый испанский народ, вставший на защиту республики, братская, бескорыстная помощь СССР и Коминтерна, героические интербригады, поднятый кулак с возгласом: «No pasaran!» («Они не пройдут!»), «фалангисты» генерала Франко и корабли с испанскими детьми, прибывавшие в Одессу.

Позже выяснились любопытные детали. Так, в 1939 году вместе с испанскими детьми в СССР было эвакуировано золото государственного банка Испании, то есть помощь оказалась не совсем уж бескорыстной. И далеко не весь испанский народ встал на защиту республики...

Если сравнить вмешательство СССР в дела суверенного государства, то оно было таким же  «братским», как и его вторжение в Афганистан. И с тем же успехом. Кстати, численность «ограниченного контингента», подозрительно быстро направленного в Испанию по линии Коминтерна, составила примерно 60 тысяч человек. И вооружены были «комсомольцы-добровольцы» по последнему слову техники. И никакого сигнала к началу «фашистского» мятежа на самом деле не было. Как не было и самого мятежа.

 Испания перед гражданской войной находилась в поисках выхода из кризиса, общество раскололось надвое. Левые считали, что все надо перестроить по-новому («до основанья, а затем...»). Правые, напротив, призывали сохранить хотя бы то, что осталось («Испания либо будет «испанской», либо погибнет»). Власть в стране захватывали то одни, то другие. Испания напоминала лодку, гребцы которой попеременно гребли то правым, то левым веслом, в результате чего судно крутилось на месте. Гребцы, понятное дело, обвиняли в этом друг друга и искали предлог для того, чтобы разделаться с противником.

Не без участия эмиссаров Коминтерна началось 18 июля 1936 года выступление отдельных армейских частей, которое возглавил генерал Санхурхо, Это очень напоминало провокацию республиканского правительства. Активность в организации смуты и проявляли советские дипломаты и военные представители. Большевистский режим планировал дестабилизировать обстановку в стране и установить в ней марионеточное правительство, подчиненное воле Кремля.

Однако уже через три дня стало очевидно, что это выступление провалилось: гарнизон казармы Монтанья в Мадриде был уничтожен, а генерал Санхурхо погиб. 

 

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОЕЗДКИ И ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ.      

Может благодаря погоде, мы проспали почти до половины 10 утра. И заспешили на завтрак.  И пока Тамара умывалась, я вышел на улицу. казалось, что даже мотоциклисты катились по улицам как-то легче и непринужденнее, было заметно теплее, сияло солнце а небо было голубым. Кажется, что мороз и грязь остались где-то далеко – за краем земли, по другую ее сторону, куда уже не вернуться.

Завтракать по регламенту можно было до 11 часов. И мы долго сидели в это последнее утром в фиолетово-бордовом футуристическом ресторанчике. Мне кажется, что нет ничего приятнее и беззаботнее завтракать по утрам в отелях. Но  Тамара начала меня поторапливать, ведь у нас были распланирован почти весь день. За соседним столиком  мужчина и женщина помолились перед едой, потом начали делать бутерброды и прятать их в сумку.

Как обычно, мы оставили вещи в камере хранения отеля,  и пошли гулять по Барселоне – на вышку для посадки в фуникулер (10 Евро) через  портовую бухту на гору Монжуик.  Сравнивая воздушную поездку над морем в кибитке, с подъемом на гору Тибидабо,  не произвела впечатления. Старый порт, колонна Колумба, бульвар Рамбла  быстро проплыли под нами, нисколько не впечатлив. Единственно оригинальное здание отеля  “W Barcelona” на берегу в виде паруса. Красиво и романтично, сразу всплыли в памяти  поездки в Дубаи  и отель “Burj Al Arab”.

Был солнечный день. На горе Монжуик  поднялись по канатной дороге в старый военный форт. Прошло почти 370 лет со времени его постройки. Внутри казарм прямоугольник выложенный булыжником. Здесь проходила утренняя поверка, здесь на плацу выстраивались испанские солдаты и командир под лучами палящего солнца вскрикивал имена. . Как выяснил из проспекта, форт был построен  для обороны берегов во время Жатских войн. Что за войны такие,  жатники что ли  сражались?

 

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, основанный  JOAN MIRO                

Поднявшись на гору Монжуик, пройдя от ворот исторической испанской деревни мимо олимпийского стадиона для вождных видов спорта, откуда, с трибун открывается прекрасный вид на Барселону, мы вышли к белому двухэтажному зданию в виде кубических нагромождений, открытых тткрас и переходов, перед входом на газоне  лежали молодые люди, видимо студнты, ели чипсы, курили, пили минералку, просто отдыхали а кто-то рассматривали на экранчиках своих лап-топов.  Эти автоматические стекленные двери и был вход  в Центр художника JOAN MIRO музей, одновременно выставочный зал и музей,  и творческую лабораторию.  Там мы решили побывать.

   Его картины по стилю можно сравнить с  П. Пикассо. Яркие пятна, кривые линии, круги, треугольники и параллелограммы с усеченными пирамидами. ( Рассматривая полотна, кажется, что перед тобой  безумство сумасшедшего, но потом привыкаешь и даже находишь какой-то смысл, эстетику. и даже гармонию)

  Использовал Миро тот же принцип композиционного построение кубических объектов  на своих картинах, копируя сюжеты  с полотен  художников эпохи возрождения. В музее Пикассо об этом способе рисовать ( точнее раскрашивать) демонстрируется подробный фильм на большом экране.

 Творчество Миро нам понравилось. И хотя по залам прошли довольно быстро,  задержалась в местном магазине, где купили самых разных сувениров – блокнотики, ручки, открытки, визитницы и  с репродукциями его картин. Еще в одном из залов я видел работу Раушенберга – известного американского художника в стиле поп-арт. Он никогда не скрывал, что тратит на создание своих произведений от 3 до 20 минут.  Вернулись в отель  на 45 автобусе.

    Мне казалось, что только в Москве  так много аптек, они открываются практически на каждом углу, в некоторых торговых центрах их работает  по несколько.   Оказалось, что в Барселоне тоже аптек предостаточно. Нам нужно было купить лекарство – глазную мазь, по просьбе одной родственницы. Это лекарство мы разыскивали, еще начиная с поездки   Хельсинки, и вот теперь  в Барселоне решили обязательно выполнить просьбу, и поэтому мы заходили в каждую аптеку.

Ушли в прошлое времена, когда лекарства готовились фармацевтами по рецептам составленными врачами. Теперь практически все лекарства  производятся на фабриках, и стало легко открывать повсюду аптечные киоски и магазинчики, снабжая их с одного склада.

Побывали в музее Современного искусства. Скромные впечатления. Там проходила выставка «Телевидение и люди». Музей находится в белом  четырехэтажном здании из стекла и бетона. Просторные залы, в которых разбросаны  многозначительные экспонаты – инсталляции. А перед музеем большая пустая площадь, ступени, на которых  местные бомжи играли в карты и пили пиво. Они  видимо подтягиваются сюда из злачного квартала Барселоны, расположенного с правой стороны, если идти от площади Каталонии, от бульвара Лас Рамблас.  

Пили кофе на набережной, было  воскресенье  и было людно. Потом пошли смотреть песчаные замки на пляже, которые возводят местные бомжи, ( стоят рядом  с баночкой для мелочи), неподалеку - .памятник Симону Боливару ( генералу, возглавлявшему войну за независимость  в Венесуаэле  против испанской короны)  и несколько кварталов  старой т.е доолимпийской Барселоны.

Пройдя по центральной улице Грасия от площади Каталонии по левой стороне минут пять,  мы заметили  ресторан-буфет. В стоимость 21.8 Евро входил бокал вина и разнообразное меню из горячих и холодных блюд. Количество подходов было неограниченно, и народу было немного.  Почти час мы сидели в этом ресторанчике-буфете, вспоминая уходящую в прошлое поездку в Барселону.  

За поездку мы увидели все творения Гауди: Vicent house, Batllo house, Guell Park, Palace Guell, Teresiano  scholl , Calvet house,

 

(В эпохальном фильме полковник Исаев - штандартенфюрер Штирлиц  распивал коньяк с печеной картошкой. До конца войны оставалось 46 дней)

 

Это был первый день весны 2011 года.  66 лет назад тоже был такой же день, с той лишь разницей, что  тогда до конца войны оставалось 38 дней.

 

«Там, где буду я, коммунизма не будет!»

(СТАТЬЯ ИЗ СЕТИ)

Перед отъездом на Канарские острова генерал Франко сказал президенту Испании «В одном я уверен и за это могу отвечать: там, где буду я, коммунизма не будет».

С самого начала гражданской войны Франко воспринимал ее как вторую Реконкисту (reconquista — отвоевание, очищение). Первая, направленная на освобождение Пиренейского полуострова от мавров, началась в VIII веке и завершилась в 1492 году взятием Гранады. Вторая Реконкиста в его понимании означала очищение Испании от коммунистов. Даже из всех испанских синонимов слова «вождь» он выбрал древнее «каудильо» (так называли средневековых католических королей, которые сражались с маврами).

В 1939 году с «призраком коммунизма» в Испании было покончено. А ровно через 20 лет по приказу Франко недалеко от Мадрида под самым большим в мире крестом в знак примирения были перезахоронены жертвы гражданской войны с обеих сторон.

«No pasaran!»,  но они прошли.

 Для некоторых, война в Испании, которую называют Гражданской, по сей день сохраняет свой романтический ореол. Ее символами были переданный по радио сигн