ПУТЬ НА МОНБЛАН

       Первые дни после возвращения из Европы пришлось привыкать к московскому стилю вождения, ведь за две недели мы проехали 3120 км по дорогам пяти стран, навыки езды по столичным пробкам немного позабылись. Я бы сказал, что в Европе мало того, что соблюдают правила, там не гоняют, и даже там, где разрешено ехать с максимальной скоростью – по автобану или автостраде. Там ездят размеренно и аккуратно. Водители вежливы. И вероятнее всего, когда они пропускают друг друга вперед, не делают никаких моральных усилий. Это получается естественно.

road

Маршрут поездки "Путь на Монбалан". Прага - Пассау - Браунау на Инне - Гольштат - Гросголкнер - Доломиты - Тренто - озеро Гарда - Брешиа - Бергамо - озеро Комо - Аоста - Шамони - Монблан - Милан - Бользен - Инсбрук - Регенсбург

       Мы выехали из Праги, почти пустой автобан, но по мере приближения к Германии стало появляться больше машин, а вот и бывшая граница. Теперь она безлюдна и уныла. Никому не нужные КПП доживают свой век. Пройдет, наверно, еще несколько лет прежде чем эти ржавые кабинки распят на металлолом.

      После границы мы въехали в природный заповедник – Баварский лес. Дорога петляла между невысоких гор, заросших вековым еловым лесом.. В некоторых местах, казалось, что мы едем по настоящей тайге, но только не по такой, где ходят медведи и упавшие деревья гниют годами, а по тайге ухоженной заботливыми руками лесников. Остановились на ночлег в городе Пассау.

passau

Пассау, город в Баварии, находится на слиянии рек Дуная и Инна.

     Дальше нас ждал перевал Гроссголкнер (Grossclockner). По пути к нему остановились на ночь в городке Сант-Йохон в Понгау (St. Johann in Pongau). Здорово устали после экскурсии по стенам, башням и казематам средневекового замка Hohenwerfen, в довер-шение нам показали орлиную охоту.

     Перед въездом на перевал решили заправиться. На 50 Евро залил 39 литров 95 бензина, цена в переводе на российские составила 46 рублей 50 копеек за литр. Почти в два раза дороже, чем в Москве. Замечу, что в Италии бензин стоит еще дороже. Так чего же хотят российские потребители, протестующие против повышения цен на бензин?! Чтобы покупка топлива была по карману любому бомжу на Москвиче 1985 года выпуска? На дорогах Москвы итак переизбыток легкового металлолома, а помимо него еще огромные автобусы, грузовики, турбовозы, панелевозы. Будет ли движение по улицам столь интенсив-ным, если бензин подорожает в два раза?

passau2

Пассау. Собор Святого Стефана одно из самый величественных соружений старого города.

Пассау. В соборе Святого Стефана находится самый большой орган в Европе. Регулярно устраиваются концерты органной  музыки.


Перевал Гросголкнер

     Жаль, что погода в этот день была пасмурной и поэтому самую высокую гору в Австрии было не видно. На средине маршрута свернули к леднику Св. Йосеф. Спустившись с перевала, ночевали в отеле Best Western Лиенце (Lienz), а на следую-щий день поехали в Доломитовые Альпы, в Кортину де Ампеццо (Cortina d'Ampezzo) . Это уже Италия.

montblanc

Вид с горной дороги через перевал Гросголкнер. Австрия.

      Доломиты удивительно красивы в любое время года. По дорогам карабкаются велосипедисты, проносятся стаи мотоциклистов. Везде канатные подъемники. Зимой здесь горнолыжный рай. А летом можно просто наслаждаться природой.

Впервые я узнал об этом загадочном городе Кортина д Ампеццо, затерянном в Альпах в далеком детстве, еще в школе, когда всех моих одноклассников захлестнуло ув-лечение коллекционированием марок. Темы коллекций выбирали разные – Транспорт, Искусство, Космос. Самой интересной и дорогой становились коллекции марок колоний. А я решил собирать «спорт». Появились и у меня в кляссере марки, посвященные Седьмой Зимней Олимпиаде. А где же эта Кортина де Ампеццо? Где? Даже не попалось столько подробной карты, чтобы найти этот городок. Где же этот замечательный горо-док, в котором прошла Зимняя олимпиада 1956 года? Что же это за чудесное место, в ко-тором собрались в 1956 году спортсмены и разыграли олимпийские медали? Советская пропаганда не обходила это спортивное событие стороной, ведь на те игры советская команда поехала впервые и выступила очень удачно, заняв в командном зачете первое место. Этот факт пришелся по душе пропагандистам, которые не упускали случая напомнить об этом, но вот рассказать же это за город Кортина де Ампеццо – так для этого ни времени, ни места в придачах и статьях не хватало.

Так и жил я 35 лет в полном неведении о том замечательном месте, где так триумфально выступили советские спортсмены. И вот наконец это путешествие. Выехав утром из австрийского города Лиенца мы быстро пересекли границу Ита-лии и достигли поворота на Кортину - на дорогу № 48 которая уходила узкую долину меж гор. Сразу почувствовалось приближение курорта, поскольку параллельно шоссе но на некотором расстоянии шла велосипедная дорожка, и на ней я увидел много энтузиастов. Машины проносились со скоростью 80 км в час но это нисколько не влияло не темп движения велотуристов.

Кортина де Ампеццо

Проехав километров 25, мы решили остановиться и устроить импровизированный пикник на обочине. Нужно было выбрать автостоянку, но как-то проскочив мимо двух их них, мы заметили, что оставленные неподалеку от обочины автомобили. Значит и мы мо-жем так же остановиться. Что мы и сделали, заметив в глубине леса руины старинного замка. Когда в Кортина де Ампеццо я стоял возле открытого багажника и складывал туда ве-щи, какая-то женщина направилась ко мне со словами извинения и какой-то торгашески-прикавказский был у ней вид и эта манера обращения с улыбкой « Извините пожалуйста, можно у вас спросить? … Так обычно поступают барсеточники в Москве, заставляя тебя отвлечься на объяснения дороги и теряешь бдительность, а в это время сообщник вытас-кивает оставленную на переднем сиденье сумку. Но эта женщина только хотелось только поинтересоваться не уезжаю ли я и не освобо-дится ли место паркинга?  

     Кортина де Ампеццо – красивый городок из отелей, магазинов и ресторанов. Часа два мы гуляли по главной улице заходя в многочисленные сувенирные лавки, побывали в храме, зашли в огромный универмаг « Кооперация» Вдоль улицы расположены в один за другим вдоль главной пешеходной улицы располагались отели. Увидев их я нисколько не сожалел, что не стал бронировать номер в одном из них. И действительно наш отель, на-ходящийся в 8 км от города превзошел наши ожидания. Мы получили номер с балконом на четвертом этаже, с которого открывался великолепный вид на долину и горы. Даже если бы в номере не было бы ничего кроме кровати и душа с туалетом, все равно пре-красный вид компенсировал все. После очередного преодоления по горным серпантинам двух перевалов Falzarego и Sella остановились в Тренто.

garda

Озеро Гарда. Западный берег. 

На следующий день – озеро Гарда. Купались. Загорали. Пейзаж как в Гаграх. После этого наступил решающий этап поездки. Мы переехали в город Аоста (270 км), откуда до Монблана оставалось 58 км.

 Прага. Старт 

  Началась поездка в Праге. Именно потому, что Шенгенскую визу проще получить в чешском консульстве, чем в австрийском. В аэропорту нам выдали автомобиль – Опель Астра автомат – и мы сразу, не останавливаясь в постсоциалистической Чехии, проехали до немецкого города Пассау. Ничто так ярко не характеризует коррумпированную гни-лость социализма как местные гаишники на дорогах. Это яркое наследие социализма в придорожных кустах с радарами мы неоднократно видели на дорогах только Чехии, дальше в Германии, Австрии, Италии, Франции не заметили ни одного дорожного поли-цейского. По мере приближения к Германии на дороге стало появляться больше машин, а вот и бывшая граница. Теперь она безлюдна и уныла. Никому не нужные КПП доживают свой век. Пройдет, наверно, еще несколько лет, прежде чем эти ржавые кабинки распят на металлолом.

После границы мы въехали в природный заповедник – Баварский лес. Дорога петля-ла между невысоких гор, заросших вековым еловым лесом.. В некоторых местах, казалось, что мы едем по настоящей тайге, но только не по такой, где ходят медведи, и упавшие деревья гниют годами, а по такой тайге, которая ухожена заботливыми руками лес-ников. И пока мы заглядывались на пролетающие назад поля и перелески не заметили как выехали в Пассау.

ПАССАУ

    Город расположен на месте слияния двух рек – Инна и Дуная. В центре возвышается великолепный собор в стиле барроко, в котором находится самый большой в мире орган. Послушать концерт, к сожалению, не удалось, поскольку они уст-раиваются по понедельникам, средам и вторникам, а мы приехали в воскресенье. Я бы, неверное, не запомнил, что это было именно воскресенье, если бы не городская парковка, где мне сообщили, что по воскресеньям – бесплатно. Исторический центр можно обойти за час, если не задерживаться в музеях и соборах. Так мы и поступили.

Наш Hotel Passauer Wolf оказался прямо перед выходом из собора. Он располагался в здании позапрошлого века, а может и еще более древнем. Но это вовсе не означало, что внутри все такое же древнее. Это вполне современный отель. А поскольку он находится еще и на территории Германии, то это подразумевает безукоризненную чистоту и поря-док. Непривычно было ощущать себя в этой обстановке, ведь еще 12 часов назад я ехал по разбитой дороге, переживая как бы не встать в пробке за 500 метров до Шереметьева 2. А теперь вот суета торопливых пассажиров и пренебрежение персонала остались далеко позади. Сначала законопослушность европейцев, и, в частности, немцев удивляет. Так воз-вращаясь после экскурсии в замок Пассау, меня не на шутку перепугала молодая женщи-на с ребенком в коляске, которая взволнованно замахала руками стоя на тротуаре метрах в пяти от моей машины, когда я повернул на совершенно пустой дороге и выехал на по-лосу встречного движения. Я подумал, что действительно влип в серьезную неприятность, когда еще и водитель случайно оказавшегося позади меня автомобиля нервно замигал фа-рами и даже два раза просигналил, словно я повернул к пропасти. Или еду в лапы прита-ившихся за кустами гаишников. Но они всего-навсего показывали мне, что я собираюсь нарушить правила – проехать по встречной полосе.

      Помню в лондонском метро на эскалаторе меня окликали и показывали на мою рас-крытую сумку, что, мол, стоит быть повнимательнее и застегнуть молнию. Так постепенно приходит успокоенность, что люди предупредят тебя от неправильных поступков. Мало того появляется уверенность, что тебе подскажут дорогу в отель, мага-зин, ресторан, объяснят, где купить билет, где, подскажут номер телефона и т.д. Потом через неделю, две к такому отношению привыкаешь. А в первые дни, как только вырвался из агрессивной российской среды, бросается в глаза.

После ужина мы решили прогуляться по ночным улицам. Инстинктивно сторонились темных переулков, казалось, что там нас поджидает какая-то неприятность в виде грабителя или просто хулигана. Жители по московским меркам рано ложатся спать – в 10 часов улицы были уже пусты. Только одинокие прохо-жие, видимо официантки или продавцы возвращались с работы. На следующий день мы четыре раза прокатились по автобану № А 3. И вовсе не из-за любви к немецким дорогам, а исключительно по велению навигатора. Тамара подо-шла к путешествию с полной серьезностью – прихватила с собой это устройство, по-скольку по ее мнению руководствоваться обычной дорожной картой явно недостаточно.

      Нам предстояло доехать до города Браунау на Инне (Braunau am Inn) (на родину Фюрера) всего 60 км. Сначала по автобану а3, а потом свернуть на дорогу В12 . Но в результа-те начав движение в Пассау и миновав половину пути, до поворота на В12, мы услышали мерзкий электронный голос, который безапелляционно заявил, что нужно развернуться и ехать назад. Явно сглупив, я послушался и развернулся. Через некоторое время навига-тор привел нас почти в то же место, откуда мы начали движение. Устройство упрямо предлагало некий совсем иной, ведомый только ему маршрут и настойчиво склоняло нас следовать именно ему. Да, умом навигатор не понять! Но и верить ему не стоит.

       БРАУНАУ НА ИННЕ

Планируя поездку и включив в маршрут Браунау, я вовсе не тешил себя иллюзиями, что попаду в музей Адольфа Гитлера. Такого музея не существует, поскольку в Евро-пе запрещена пропаганда нацизма. Однако все-таки я выяснил, что дом в котором родил-ся Гитлер существует поныне, мало того перед ним установлен мемориальный камень. На нем, это глыба из темно-серого гранита, высечена надпись « В память о жертвах фашиз-ма», а установлен камень общественниками из города Маутхаузен. Хотелось посмотреть, как же все это выглядит в жизни.

     Как ни удивительно камень мы нашли практически сразу, как въехали в город. Он находится в 100 метрах от старинной крепостной башни. В здании сейчас располагается интернат для слабоумных детей и выставка художественно-го творчества. Почти на всех открытках и сувенирах Браунау изображен именно этот дом. Хотя подписей, конечно, никаких нет. Это и не удивительно, поскольку ничего более зна-чительного, чем рождение Гитлера (20 апреля 1889 г.), в этом городке за всю его историю не произошло. Впрочем, никакого влияния на судьбу Гитлера это маленький пригранич-ный австрийский городок не оказал. Через год его отец получил назначение другой авст-рийский город - Гросс-Шенау, затем семья переехала в Пассау, а затем в Линц. От здания ратуши до моста через реку Инн двести метров, противоположный берег уже Германия.

blunouБлаунау на Браунау на Инне. Мемориальный камень перед домом семьи Адольфа Гитлера.

В городе мы задержались два часа – купили продуктов и вина в супермаркете, карту виньет для австрийских дорог и сувениры. Светило солнце, редкие посетители уличных кафе пили пиво, в городке было так спокойно и уютно, что хотелось остаться там, побродить по пустым улочкам и полноценно отдохнуть от суеты. Однако такой рас-клад не входил в наши планы. Тамара, изучая путеводитель, нашла интересную досто-примечательность – Haltstatt. И мы отправились через всю Нижнюю Австрию в Альпы к горным озерам – Mondsee и Wolfgangsee. Из Блаунау по дороге 147, потом по 154 до Мо-дензее, далее Бад Ишель Bad Ishel, далее 145 ) На этом равнинная часть нашего путеше-ствия закончилась. Миновав шумный курортный городок Bad Ishel, остановились в живо-писнейшем городке Хальтштате (Haltstatt), расположившимся у подножья горы на берегу озера.

С трудом нашли отель, поскольку резервации у нас не было, а в восемь часов вечера у них в городах наступает полное безмолвие. Этот спонтанно снятый номер оказался худшим за всю поездку. В отеле даже не удалось поужинать, пока мы поднимались по узкой лестнице на третий этаж, затаскивая чемодан, кухня уже закрылась. Поужинали роман-тично, на берегу озера при свете луны и свечных фонариков. Городок Хальтштатт привлекателен не только природой, но и расположенными в горах соляными копями, куда организовываются экскурсии. Сначала нас подняли по канатной дороге на высоту пятьсот метров, а потом, нарядив в специальные балахоны, долго вели по узкому бетонному туннелю, стало холодно, под ногами мокрый каменный пол, а потом мы спустились по оригинальному желобу вниз в шахту, где прежде добывали соль. Гид рассказала о процессе. В целом интересно, существенно разнообразит путешествие на машине. Потом поднявшись на поверхность, пили кофе на берегу озера, любуясь изум-рудной гладью воды. А дальше начиналось самое интересное в Австрии – переход точнее переезд через пе-ревал Гроссголкнер.

       По пути к нему остановились на ночь в городке Сант-Йохон в Понгау (St. Johann in Pongau) в отеле Reiners Wirtshaus. ( Из Хольштатта по дороге 166 до пересече-ния с 311 и по ней до St. Johann in Pongau. ) Он удобно расположен неподалеку от шоссе, нм дали номер с видом на стремительные мутные воды реки Инн. Наблюдая за текущей водой попивая вино, можно пофантазировать, поразмышлять о бренности жизни. Но тогда мы еще не представляли, какие виды нам еще откроются в следующих отелях.

cartina

Картина де Ампеццо. Вид на долину из окна нашего номера.

По пути завернули в замок Hohenwerfen. Экскурсия по стенам, башням, казематам средневекового замка немного утомила. Замок не произвел сильного впечатления, по-скольку интерьеры не сохранились, в 1932 году в замке случился сильный пожар, уцелели только старинные часы 16 века установленные на башне. В дополнении к экскурсии нам показали соколиную охоту. В специальном птичнике содержаться практически все виды хищных птиц. Особенно впечатлил полет американского орла – грифа. Смотрел на него, ну прямо с герба Соединенных штатов.

     После утренней прогулки по городу Понгау, со свежими силами отправились на перевал Гроссголкнер. (По дороге 31 до города Bruck, в самом центре поворот налево, указатель Гроссголкнер) Это не просто горная дорога – серпантин – а целый Национальный парк! И при въезде нужно купить билет – 28 Евро. На протяжении всего маршрута построены обзорные площадки, кафе, магазины сувениров. А чтобы еще детальнее и глубже понять геологическое происхождение окружающих гор, узнать о существующей флоре и фауне, углубиться в историю постройки дороги дотош-ные австрийцы организовали музей. Мало того, на горе рядом с ледников Св. Франца Иосфа работает обсерватория, где за небольшую плату можно посмотреть на вершину Гроссголкнер в телескоп! Перед въездом на перевал решили заправиться. На 50 Евро залил 39 литров 95 бензи-на, цена в переводе на российские составила 46 рублей 50 копеек за литр. Почти в два раза дороже, чем в Москве. Замечу, что в Италии бензин стоит еще дороже. Так чего же хотят российские потребители, протестующие против повышения цен на бензин?! На дорогах Москвы итак переизбыток легкового металлолома, а помимо него еще огромные автобу-сы, грузовики, турбовозы, панелевозы. Будет ли движение по улицам столь интенсивным, если бензин подорожает в два раза?

grossgolckner

Туннель на горной дороге Гросголкнер. Австрия

Жаль, что погода в этот день была пасмурной и поэтому самая высокая гора в Австрии осталась для нас в тумане. Повернув на середине маршрута поехали к леднику Св. Йосе-фа. Серое ледяное поле движется по склону тысячи лет, со времени Великого Оледенения Земли. Для туристов здесь созданы все удобства и в первую очередь многоэтажный пар-кинг, выходя из которого оказываешься на смотровой площадке перед ледником. А даль-ше можно обозревать уходящие вверх скалы горы Гроссголкнер. Рядом с площадкой, на склоне можно увидеть жирных альпийских сурков. На табличке нарисована стрелка, ука-зывающая посетителям на то место, откуда обычно появляются сурки, и где их лучше всего видно. Животных вероятнее всего подкармливают, чтобы они не убегали в горы, а развлекали своим забавным видом туристов.

Выпив кофе c пирожными в ближайшем ресторане, мы спустились с перевала в долину, в город Лиенц (Lienz), где и переночевали в отеле Best Western Sonne. На четвертый день нашего путешествия Тамара наконец-то поняла, что культура движения на дорогах Австрии и Италии несравнима с московскими, не говоря о уже россий-ских. С этого момента за рулем уже больше времени проводила она, получая от этого большое удовольствие. Я уже не первый раз слышу замечания наших соотечественников никогда не бывавших за границе на машине, что они бояться ездить по там по Европе. Глубочайшее заблуждение, наивное и детское. Если вы изо дня в день умудряетесь не по-падать в аварию в Москве, если и у вас хватает выдержки и терпения ездить по москов-ской области и не разбиваться, то, поверьте, оказавшись на европейской дороге вы ощу-тите подлинное блаженство. Это невозможно объяснить человеку никогда не отправлявшемуся в автопутешествие. Именно от езды среди европейцев и по первоклассным дорогам и вы получаете глубокое моральное и физическое удовлетворение.

На следующий день, осмотрев с утра замок с картинной галереей местного живописца, мы поехали в Доломитовые Альпы, в Картину де Ампеццо. ( От Lienz по дороге Е 66, далее по Италии по 49, потом поворот налево на местную дорогу 51) Это уже Италия.

dolomit

Доломиты. Горный массив в итальянских альпах.

     Впервые я узнал об этом загадочном городе Кортина д Ампеццо, затерянном в Альпах в далеком детстве, еще в школе, когда всех моих одноклассников захлестнуло увлечение коллекционированием марок. Темы коллекций выбирали разные – Транспорт, Искусство, Космос. Самой интересными и дорогими коллекциями считались марки колоний. Я же решил собирать «спорт».

Среди прочего появились у меня в кляссере марки, посвященные VII Зимней Олимпиаде 1956 года в Кортина де Ампеццо . А где же эта Кортина де Ампеццо? Где? Даже не попалось столько подробной карты, чтобы найти этот городок. Где же это чудесное место, в котором впервые выступили советские спортсмены? Пропаганда не обходила это событие стороной, ведь на тех играх советская команда выступила очень удачно, заняв в командном зачете первое место. Спортивные обозреватели и комментаторы не упускали случая напомнить об этом успехе, но вот рассказать же это за город Кортина де Ампеццо – так для этого ни времени, ни места в придачах и статьях не хватало. Так и жил я 35 лет в полном неведении о месте триумфа Советского спорта.

belagio

Городок Белладжио на берегу озера Комо. Италия.

Менее чем за час мы достигли итальянской границы и свернули затем с автострады на дорогу № 48, которая уходила узкую долину меж гор и вела к Кортине де Ампеццо. Сразу почувствовалось приближение курорта, вдоль шоссе на некотором расстоянии появилась велосипедная дорожка, по которой каталось много энтузиастов активного отдыха. Проехав километров 25, мы решили остановиться и устроить импровизированный пикник на обочине, заметив в глубине леса руины старинного замка. Конечно, бутерброды не смогли удержать от любопытства залезть на руины замка. Однако при приближении строения оказались вовсе не руинами и совсем не замка, а итальянскими укреплениями времен первой мировой войны. Перед входом грозная таб-личка « проход запрещен», а рядом через каменный проем ворот хорошо натоптанная тропинка. Конечно, я перешагнув через мотки ржавой колючей проволоки. прошел во внутрь мрачного бастиона. Жутковатое ощущение от страшных заброшенных казематов. Углубляться не стал. Хотя быть может там много интересного, особенно если найти подземный ход, ведущий к следующему форта, расположенному немного выше по горе.

Укрепления на бывшей австрийско-итальянской границе.

В долине построено три железобетонных форта, каждый из которых представляет собой двухэтажное здание без окон, но с многочисленными бойницами. Можно догадаться, что форты соединяются между собой подземными ходами. Очевидно потом они были перестроены, чтобы использовать для хозяйственных нужд, но теперь брошена. Несколько лет они уже видимо никак в хо-зяйстве или в армейском деле не использовались. Заманчиво прогуляться по темным мокрым от капающей сверху влаги коридорам, непременно найдешь какие-нибудь ржа-вые исторические железки… Но все-таки я заключил, что тратить время в Доломитовых Альпах на казематы было неоправданной роскошью. 

montblan 1

Горные пейзажи в Доломитах.

Почему горы называются Доломиты? Название произошло от имени французско-го геолога Доломье, который в 1795 году впервые описал минералы составляющие горные породы. Через час въехали в Кортину де Ампеццо. Движение сразу замедлилось из-за большого скопления машин. Сделав круг по городу мы увидели огромную парковку, но и на ней место нашли не сразу.

italy

Центральная площдь в городе Брешиа

putin

Обложка германского журнала Шпигель в виде плаката на стене в Тренто

trento

Центральная площать в Тренто. Италия

aosta

 Шпили средневековых замков и храмов в Аосте. Италия

arch

Арка императора Аугуста в Аосте. Памятник римских времен

Шамони (Chamonix)

            Утром преодолев туннель ( состоит из 14 туннелей общей протяженностью более 40 км) въехали в Шамони и поднялись на горный массив Монблан ( высшая точка 4810 м).Это уже Франция.

            В этом городе в 1924 году состоялись Первые Зимние Олимпийские игры. Рвануть бы еще в Гренобль – пронеслась шальная мысль – ведь если ехать  по олимпийским столицам, то нужно до конца, ( «нет, фраерок, по полной»).

mont

Вид на Монблан с вершины Эгюий дю Миди  

                  Поднялись на  скалу Эгюий дю Миди (3842 м) . На высоте прохладно хотя солнце беспощадно (загорел как за неделю) и ослепительный снег, вокруг суровые неприступные скалы, бодрящий ветерок и разреженный воздух ( с непривычки тяжело дышать). Безмолвие. Умиротворенность духа и величие природы. Весь мир, суета, распри, где-то далеко – внизу, в дымке. Люди – одни с альпинистским снаряжением, другие, как мы, просто путешественники, - стоят на площадке и любуются уходящими до горизонта снежными скалами.

После того, как подъемник опустил нас в долину, стало опять тепло и даже жарко. Я присел на лавку и почувствовал глубокую усталость. Понятно, что восхождение было вовсе не подъемом на гору с ледорубом и в ботинках с привязанными «кошками», это была просто развлекательная экскурсия. Однако даже после такого безобидного аттракциона я почувствовал, насколько серьезны и суровы горы при восхождении. Да, горы не прощают пренебрежительного к ним отношения. Кажущаяся доступность вершины оборачивается тяжелым испытанием. И выдержать которое могут далеко не многое. И это относится к подговоренным альпинистам, не говоря о простых путешественниках.

        Канатная дорога на гору Эгюий дю Миди (3842 м) состоит из двух этапов. До первой площади нас стремительно подняла просторная кабина, жутко раскачиваясь при прохождении опор. Что вызывало у пассажиров возгласы восторга. Ощущение отдаленно напоминающие качели идущие с ускорением вниз, пол, кажется, проваливается в бездну, и кажется, что ты вот-вот взлетишь…

           Любуясь видами альпийских вершин, мы поднимались выше и выше. Наконец остановились возле платформы. Вступив на твердый пол из качающейся кабинки, я получил от служащего билетик с временем и номером  для обратного отправления. Нам предлагалось провести на вершине около двух часов. Это время можно было посвятить поездке на телекабине над многокилометровым ледником, а можно было сходить в ледяную пещеру или подняться на лифте на самый высокую точку, где установлена антенна.( Символ этой достопримечательности, можно увидеть почти на всех фотографиях). Мы никуда не пошли, нам было вполне достаточно того, что мы на обзорной площадке.

       На вершине захватывало дух в прямом и переносном смысле. Не понимаю, как некоторые даже курили в такой атмосфере, мне стало тяжело двигаться, подниматься по ступеньками на смотровую площадку.  И сначала Тамара  радовалась вместе со мной, мы фотографировались на фоне альпийских пейзажей, но потом она как-то сникла, остановилась возле перил, побледнела, показывая своим видом полное нежелание  восхищаться снежными просторами. Видимо перемена давления, разреженный воздух и палящее солнце  так сильно повлияли на ее самочувствие, что ей хотелось поскорее спуститься вниз.

         Действительно  горы – это не только  серьезное физическое  испытание, но и моральное.  Представьте себе, что нет подъемников, кабинок,  работников – нет ничего, кроме слепящего солнца,  этого белого снега, снега, настолько яркого на солнце, что без темных очков можно ослепнуть. И выбраться невозможно, ведь вниз долгий путь через ледники и скалы, километры  заснеженного и поросшего лесом склона…Не дай Бог остаться там одному. От белого безмолвия можно сойти с ума.

Milan

     МИЛАН

На земле мы быстро пришли в себя и купив сувениры отправились в Милан, предстояло проехать еще 240 километров. Время по уже знакомой дороге по долине Аосты простело незаметно, еще раз мы посмотрели на средневековые замки, стоящие высоко на склонах  горах, мысленно надеясь, что в следующий раз уж точно туда доберемся. Быстро достигли пригородов Милана  и Находясь в легкой  эйфории от скорости и свободного движения по автостраде проскочили уже в пригородах Милана нужный съезд и в результате сбились с  маршрута.

           Через  20 минут мы окончательно заплутали. Мы кружили по кварталам расположенным между центральным вокзалом и площадью Дуомо. Навигатор GPS улицу Butti 9, где находился забронированный Best Westrrn Milano, не находил. ( этим он еще раз продемонстрировал свою полную ограниченность).  И если бы не старый проверенный метод поиска отеля,  не знаю чем бы все кончилось.

 Как только мы выехали на одну из самых оживленных улиц города – на улицу Венеции, там много ресторанов, гостиниц, магазинов, на тротуарах толпятся работницы коммерческого секса , торговцы всякими запрещенными товарами – я сразу остановил машину и направился в первый же попавшийся на глаза отель. Там попросил администратора в рецепции подсказать дорогу. Молодой итальянец с легкостью нашел на плане города  Best Westrrn Milan, вынул мне имеющуюся у него схему города и прочертил на ней  примерный маршрут.

 После этого, через каких-то 30 минут мы отдыхали в просторном и очень тихом номере. Он находился на 12 этаже. Жаль, что окна выходили не в сторону центра, нонам понравилось, поскольку о такой панораме  как в Картине де Ампеццо  мы уже и не мечтали.

sforesko

Замок Сфорцеско. Резиденция миланских герцогов. Внутри несколько музеев.

            На следующий день за завтраком мне показалось немного странным, что двое мужчин средних лет за соседним столиком активно и с энтузиазмом накачиваются пивом. Напитки были включены в стоимость завтрака. Через 20 минут, когда мы уходили, я слышал как в зале ресторана раздаются хмельные возгласы, вперемешку с матом. Наши соотечественники напились с утра и бесплатно.

Мы  чуть было не забыли у ресепшеониста ноутбук, вспомнили уже  заведя машину. Не пользуются они евростандартом, в номере устаревшие розетки.  Поэтому отдали ему компьютер для подзарядки, и он подключил его где-то в у себя под столом.

      Зря мы поехали  в центр на машине.  По улицам, что удивительно для привыкшего к московским пробкам, можно проехать свободно. Мы оказались почти на площади Дуомо и тут обнаружили, что ездить-то можно сколько угодно, а вот припарковаться невозможно. Местные выбирают мотоциклы и мотороллеры, они стоят по обочинам в изобилии, но вот для  автомобилей места нет. Обочины улиц пусты. Везде знаки «остановка и стоянка запрещена», периодически курсируют полицейские, которые уж точно выпишут штраф, а может, что совсем печально, и вызовут эвакуатор.

                 Наивны оказались мои предположения, что паркинг в центре будет стоить ну 3 Евро, ну, в крайнем случае  - 3.75. Работник гаража, к которому мы пробирались по узким улочкам минут 25 объявил цену 7 евро за час. Ничего себе - обдираловка. Даже в Москве, под ГУМом можно оставить машину за 4 Евро. Ничего не оставалось, как согласиться.

            Такой тариф весьма способствует вдумчивому восприятию города, поскольку мысль, что за каждый час пока ты разеваешь рот на собор или дворец, бродишь по магазинам  счетчик неумолимо отсчитывает евроценты. И это мобилизует.

                  Махнув рукой на расходы, мы поспешили в собор Дуомо, он называется  собор Санта Мария Нашенте. Строительство началось в 1387 году, в 1572 году собор был освящен епископом Карло Борромео, закончились отделочные работы в ХIX веке.  На крыше собора установлено 135 шпилей. Они образуют фантасмагорический каменный лес, «населенный» чудовищами и мифическими персонажами, на самом высоком установлена фигура  Богоматери.

                  Внутри мы остановились пред скульптурой христианского мученика Св. Бартоломео. С него живого изверги  содрали кожу, добиваясь чтобы он отказался от веры в Христа, но Бартоломео оказался тверд. Умер со словами молитвы о Всевышнем.

Скульптор изваял человека, который в руках, словно плащ или мантию, держит свою кожу,  зрителям же предстает картина  мышечного строения человеческого тела. От созерцания становится  жутко, но и одновременно и  восхищаешься мастерством  ваятеля.

milan

 В центре Милана. Что именно сиволизируют цифры выяснить не удалось.

       После собора  - автобусная экскурсия по городу. Она нас разочаровала, показалось слишком уж поверхностной для города с такой богатой культурной историей как Милан.

Во время короткой прогулки по улицам. Легло выделить из толпы русских туристов. Они были пьяные и  шли против движения, размахивали руками,  громко и возбужденно о чем-то говорили. Это были три парня и девушка. Он тянулись  друг за другом довольно устало и уныло, это было  рядом со знаменитым пассажем, выкрикивая какие-то нецензурные фразы. Хотя они были прилично одеты, было видно, что они спорили, где бы еще выпить.

       Вероятно они были после похода по магазинам, ведь этот город ассоциируется у многих с широкими возможностями шопинга, чему и было посвящено оставшееся время. Забрав машину из разорительного гаража и проехав  несколько кварталов подальше от центра я убедился, что парковка стоит уже по-человечески – 1,5 Евро в час.  По пути  я заметил, что плату собирают смуглые  люди в оранжевых жилетах, а вот автоматы установлены далеко не везде.

 Остановившись в  каком-то переулке, неподалеку, наверно в  метрах в 300 от  знакомой уже улицы Венеция, я спросил у прохожего, где можно купить билет для оплаты парковки. Он объяснил мне, что это можно сделать у такого вот  человека в жилете с табличкой, которого можно найти  где-нибудь там – махнул рукой в сторону улицы Венеция. Мне стало понятно, что если есть человек, то значит можно и договориться о щадящей цене. Итальянцы гораздо либеральнее в трактовке городских правил.

       Пока Тамара ходила по магазинам, я съездил в замок Сфорцеско. Это средневековое строение было сильно разрушено в позапрошлом веке, а теперь полностью восстановлено.  Почему все стены  в выбоинах размером с кирпич? – так и осталось непонятным. От королевских интерьеров ничего не осталось. Теперь в помещениях замка размещены современные музеи. Времени на их посещение не оставалось, тем более, что я решил побывать в базилике Сана Мария деле Грацие, где  находится фреска Леонардо да Винчи « Тайная Вечеря». 

milano

Прохожие и полицейские на центральных улицах Милана

            По описанию краски стене за 500 лет потускнели и выцвели.  Изображение словно разъела кислота. Чтобы увидеть подлинник, нужно за две недели заказать билет ( 6, 5 Евро, а какое-то русскоязычное агентство предлагало мне по интернету  за 37 Евро), а с копией можно ознакомиться  в предкассовом пространстве. Что я успешно и сделал, воспоминая другую копию уже в натуральный размер, развернутую  местным художником перед храмом в Комо.

      Вернувшись через 4 часа к условленному месту возле обувного магазина на  углу улицы Буйнос Айерос я ожидал увидеть Тамару с огромной кучей коробок и свертков, однако она держала в руках скромный бумажный пакет. Видимо не нашла  в местных  магазинах  ничего оригинального, того, что невозможно купить в Москве.

            Потом мы выбрали ресторан неподалеку и долго ужинали, поднявшись на второй этаж и оттуда рассматриваю пешеходов и машины. Делились впечатлениями и даже немного вспоминали, словно эта поездка уже закончилась и улетела в прошлое.


      ИНСБРУК

    Возвращались в Прагу по автострадам, остановились выпить кофе в городе Больцано ( Bozen). Когда мы подъезжали к этому городу я все время вспоминал известного советского разведчика.. Жаль, что проскочили по верхней скоростной магистрали через перевал Перевал Бреннер, "Мост Европы" (длина: 777м, высота:192 м). Увидеть мост можно, если ехать по другой параллельной и бесплатной дороге, идущей по дну ущелья. За этот день преодолели 410 километров.

       Нужно особо отметить, что, стартовав в Милане, мы ни разу не остановились из-за светофора, заторов, железнодорожных переездов, ремонта дороги и т.п. – ехали  до самого центра  Инсбрука. При желании это расстояние можно было бы преодолеть за 2.5  часа. Это примерно то же самое, что проехать из Москвы до Нижнего Новгорода без остановок.   

         В Инсбруке прошлись по городу и побывали в музее-магазине «Сваровски», и затем в Regensburg(hotel   IBIS REGENSBURG CITY ) Регенсбурге, собор и баварское пиво.  Путешествие завершили в Праге. Автобан от Регенсбурга до Праги почти пустой, кажется, что едешь по запретной секретной зоне. 


       Инсбрук – столица IX  (64 г) и XII (76 г) Зимних Олимпийских игр. Почему же во второй раз город  удостоился такой чести   за сравнительно короткий промежуток времени? А потому, что  победивший в конкурсе американский город Денвер неожиданно отказался принимать олимпийцев.  В городе провели референдум, в результате которого  жители высказались против Олимпиады. И власти поступили в соответствии с  волеизъявлением своих граждан. А поскольку на тот момент спортивные сооружения Инсбрука находились в отличном состоянии, то право проведения передали ему.

       Сразу вспомнился тот неуемный восторг, который выражали чиновники, узнав о решении провести Олимпиаду в Сочи. Это  ярко иллюстрирует их большую  заинтересованность. И  это вовсе не вспышка патриотизма, скорее угар от близкой наживы от государственных инвестиций, они в азарте, они в пылу, что скоро нагреют руки за счет  казны. 

      Остановились в отеле Royal Garni,  который расположен в пяти минутах ходьбы от центра города, от Фридрихштрассе, где находится достопримечательность Инсбрука – «Золотая крыша».   2734 медных позолоченных пластинок составляют крышу над крыльцом, с которого император Максимилиан I наблюдал за турнирами и парадами..  И вновь вокруг говорят по-немецки. Везде чистота и порядок. Италии закончилась и кажется, что возвратился в свою страну. Жаль, что не владею немецким так же как русским.  Вспоминаю те чувства, когда жил в Лондоне и не имел возможности ни с кем переброситься словом.  Оказался словно в стеклянной клетке непонимания. Было словно монах давший обет молчания. Чтобы спросить о чем-то приходилось напрягаться, подбирать слова, а словарного запаса хронически не хватало.  И когда познакомился с русскоязычными, тогда я в полной мере ощутил свободу родной речи. Чувство было словно глоток воды во время зноя летнего. Можно говорить, говорить, не думая, не напрягаясь. Такое облегчение и радость в том, что слышишь  свою речь, свободную и непринужденную….  Обет снят – ты свободен!!!

        Нечто отдаленное испытал я вернувшись в Инсбрук   Появилась спокойная уверенность, что наша поездка успешно идет к завершению.  По этому поводу мы распили на балконе бутылку красного вина. Достоинством этого в целом довольно обычного отеля был просторный балкон с красивым видом на горы. В полной мере я оценил его только утром, а пока мы сидели в креслах пили вино и курили. Демократизм заключался еще и в том, что в отеле разрешалось курить.

         Останавливаясь в разных отелях, мы отмечали компоновку номеров. В этом отеле душ, унитаз и раковина, разные полочки  – все предметы ванной  были сделаны  в виде  цельной пластиковой кабины.  Это было одна  вылитая из белого пластика деталь, к которой были подведены трубы и привинчены краны для воды. Еще оригинальное решение видел в Мадриде, где шкаф для одежды был вделан в оконный проем.

         По количеству попавшихся нам ресторанов чувствовалось, что Инсбрук  - туристический город. Прогулка по городу быстро закончилась возле одного из них – на улице. В нем я получил в качестве подарка кружку пива, а Тамара – чашку кофе и вкуснейший десерт.   

        Поднос с заказанными блюдами разломился пополам, когда официант начал снимать с него тарелки. И весь заказ обрушился на стол,  каким-то чудом мы не испачкались, на Тамару попала только немного минеральной воды. Работники ресторана восприняли

       Произошедшее как настоящую трагедию. Через 10 секунд пришел метрдотель с извинениями, потом повар, официант заменил блюда и несколько раз возвращался, чтобы извиниться и переспросить: все ли хорошо? Такого внимания и беспокойства мы не ожидали,  И что это они так  занервничали, будто мы расскажем кому-то? Не владея свободно языком, мы все равно не пойдем никуда жаловаться.   А на следующий день мы уезжали, и ресторан  все равно потеряет  нас как клиентов. Впрочем, все это как-то неважно, когда ты находишься в Германии.

       Город Wattens известен музеем-магазином «Кристаллов Сваровски». Для меня  стало неожиданностью увидеть там не холодные побрякушки из стекла, а настоящую выставку инсталляций. Грубо говоря, это композиции из света, цвета, звука и разных предметов и самих зрителей. Сфера из сотен зеркал, в которую входишь и в постоянно меняющимся свете лучей видишь сотни своих отражений, а твои шаги разносятся эхом. Или радиоприемник, в котором вращая ручку настройки и подводя риску к названиям городов слышишь из  динами голос поэта читающего свои стихи. Так остановившись на Париже я послушал Аполлинера, а на « Москве» - Мандельшама  Уникальные записи. Всего более 30ю Можно целый част крутить руку настройки  и слушать.

     К конце музея – магазин. Тамара безуспешно пыталась найти ручные часы. Не ожидал я, что попаду на такую выставку, она напомнила мне галерею современного искусства Тэйд в Лондоне.

       Ничем иным, кроме как вниманием к посетителям музея-магазина можно назвать наличие туалета сразу при входе. Только переступил порог, только просканировал билет, как сразу видишь перед собой дверь с известными символами. Это ведь понятно и логично, поскольку  многие гости едут два-три часа в автобусах, на машинах и сразу группами идут на выставку.

      Процитирую здесь путевые записки моего коллеги Олега, поскольку  он отразил этот вопрос достаточно  точно. Он пишет, правда, про Америку, но это не важно. «Что же касается внешних проявлений благополучия общества, то самое большое достижение американцев – это туалеты. В каждой задрипанной забегаловке, на каждой крошечной автозаправке туалет всегда открыт и вылизан, как будто его салаги два часа драили зубными щетками. Мы можем удвоить и даже утроить ВВП, мы можем опередить США по производству кукурузы, ВАЗ может стать законодателем автомобильной моды. Но чтобы после этого встать вровень с Америкой, русским останется всего только научиться мыть туалеты – вот в это я не поверю никогда».


РЕГЕНСБУРГ

После Сваровски мы отправили по автобану в Регенсбург (Regensburg). Незаметно пересекли границу Германии, оказались в Баварии.

Мня охватило волнение: опять и в который раз пересекая германскую границу я чувствую в груди легкий трепет словно я приближаюсь к заветной цели. Вдоль дороги раскинулись поля пшеницы и плантации хмеля. Это было очень быстрая и хорошо организованная дорога. Время езды по ней пролетело незаметно. Мы обогнули по кольцевой Мюнхен, конечно, я сожалел, что не удается заехать, побывать в очередной раз в Хофбройхаусе. На указателях мелькала надпись «аэропорт Жесефа Штрауса» я вспоминал сколько раз прежде приезжал сюда, заканчивая поездки по Европе.

Остановились Регенсбурге в отеле   IBIS REGENSBURG CITY, в 10 минутах ходьбы от центра старого города. ( Из Innsbruck по Е45 мимо Мюнхена  до REGENSBURG  часа четыре)

В отеле получили номер для инвалидов. Звучит как-то печально  но номер отличный. На самом деле  ничем не отличался от обычного,  кроме размеров ванной. Она была довольно обширной, чтобы инвалиду было удобно разъезжать по ней на кресле. А нам это тоже понравилось, поскольку  появилась прекрасная возможность заняться в такой ванной сексом. Никаких порожков, просторная душевая кабина, свободно можно поливать  друг друга гелем для душа, растирая руками  по всему телу.

     А на следующий день сначала осмотрели собор Святого Петра. Потом прогулялись по набережной Дуная. Собор в архитектурном плане – один из самых ярких образцов немецкой готики. Вид устремленный ввысь башен вдохновляет. Жаль, что эта достопримечательность осталась на конец поездки, когда мы уже устали.

      В центре города, я увидел ресторан Хофбройхаус (видимо регенсбургский филиал мюнхенского). Стало досадно, что нужно уезжать так и не попробовав настоящего баварского. (из «17 мгновений весны»). Нужно было еще рулить до Праги. Автобан до столицы Чехии оказался почти пустой, казалось, что едешь по запретной зоне, оккупированной советскими войсками…