«Никогда я не был на Босфоре» - еще со школьных времен звучит в уме строчка. А тут вдруг наше наидобрейшее правительство расщедрилось и пожаловало аж сразу четыре выходных дня подряд. И вот, чтобы не пропадали дни, решил закрасить еще одно белое пятно на карте мира.
Чтобы понять насколько хорошо в Сингапуре, нужно съездить в Стамбул. Можно еще и в Стокгольм, для закрепления ощущений.
По сравнению с сингапурцами турки живут в глубокой нищете, но поскольку в Сингапуре они не были, о своей нищете не догадываются. Рассказать бы им насколько унижены и обездолены руководящими товарищами ( олигархами), да не построили еще ту трибуну, с которой с такой речью можно было бы выступить.
Идешь по Стамбулу и видишь: велико социальное расслоение. А вот Сингапур – вовсе не город контрастов. Там каждый счастлив. Конечно некоторые немного счастливее других. Видел на Очард роуд дорогие машины марок «Порше», АУДИ В Сингапуре просто иметь автомобиль уже очень дорогое удовольствие, поэтому личных машин сравнительно мало. В Стамбуле тоже мало машин, но совсем по другой причине – туркам автомобили не по карману. А те, что есть, усиленно загаживают атмосферу выхлопами низкокачественного бензина. Так что гулять по улицам весьма сомнительное удовольствие.
После возвращения из Стамбула смог насладиться огромными сугробами. Опять зима никак не кончается. На Босфоре совсем другая зима. Там температура днем почти 15 градусов, ночью, правда, прохладно.
«ВЕЧЕР В ВИЗАНТИИ»
Пронзительным и протяжным криком муэдзина, созывающего правоверных на предрассветную молитву начиналось утро. Отель наш Леди Диана (Lady Diana) находился напротив Голубой мечети, а именно с минаретов этого храма первым должен раздаваться призыв и только после него включаются громкоговорители на других минаретах города.
Тоскливо-протяжное пение муэдзина не просто будило, оно выворачивало душу и вводило в тоску. Страшно было представить, что этот призыв слышен в городе с 1452 года, когда Константинополь был оккупирован Османскими войсками и стал называться Стамбул. И стал мусульманским городом. Христиане покидали город, православные храмы начали закрываться. Наступило время иной веры, иной жизни, иных отношений между уже другими людьми. Зашло солнце над Византией. Такие мрачные мысли терзали меня в предрассветных сумерках, я ворочался, пытаясь заснуть. Ведь вставать в 5 часов совсем не хотелось.
Завтрак в отеле начинался только в 7. Это любителям ранних прогулок религиозная побудка придется весьма кстати, ведь можно пройтись почти по пустому просыпающемуся городу. Посмотреть, как лавочники приходят на работу и открывают свои маленькие магазинчики, вносят на улицу лотки, раскладывают нехитрый товар.
Отправляясь в Стамбул, я ожидал увидеть разгул необузданной торговли всем и где попало, вероятно, всеобщий торг (обувь, продукты, сигареты) нечто похожее на начало 91 год в Москве. Оказывается, нет. Стамбул уже перерос 91 год и организовал торговлю в специально отведенных местах – базарах, которые, правда, протянулись на несколько кварталов и наверно нигде не заканчиваются.
Так из самого большого и всем известного Гранд базара (крытого рынка) можно пройти до Египетского базара пряностей. Пока идешь вдоль магазинчиков и лавок устанешь от постоянных обращений продавцов «брат, заходи, посмотри» или « друг, как дела, заходи». Другие, более ограниченные в русской лексике, просто твердят «кожа, кожа» или «джинсы, джинсы» и машут руками.
Зазывать клиентов в свой магазин – это, как бы является восточной традицией, такой же как торговаться. Гид нас уверил, что цены завышаются в три раза. Так что 300% наценка и делает бизнес прибыльным. Достаточно чтобы за день забрел хотя бы один лох и купил куртку за 150 долларов, доставшуюся торговцу за 50, и этим оправдать все накладные расходы и неплохо заработать.
В городе весьма однородное этнически население - турки. А на улицах, в магазинах, ресторанах в основном мужчины. Это как-то угнетает. Зайдешь на рынок - опять одни турки, одни мужские лица. Женщины и дети у них, видимо, сидят дома. Черноволосые и усатые, в белых рубашках активно зазывают в свои магазинчики. С виду довольно приветливые и даже веселые люди, если забыть о греческих и армянских погромах, которые они регулярно устраивают, убивая или выгоняя из страны сотни тысяч людей.
На рынке полным-полно самых разнообразных товаров, и выставлены они хаотично, так что времени потеряешь не мало только на хождения между рядов, а потом тебя еще ждет мучительная процедура торга, столь любимая восточными продавцами. Немного охлаждает пыл торговца фраза “Just look” «только посмотреть». Это значит, что я вовсе пока не собираюсь покупать.
Утомившись от рынка и покинув его, наконец, попадаешь под огонь ресторанных зазывал. Эти норовят усадить тебя за столик и принять заказ, хотя бы на бутылку воды. По опыту туристов знаю, что прежде чем заказывать, нужно спрашивать « Сколько стоит?» без этой фразы счет может вызвать у вас большое удивление.
Наш опыт посещения ресторанов был вполне удовлетворительным. Счета в 30 – 40 лир (20-27 дол.), нами воспринимались даже с радостью, поскольку по европейским меркам недорого, и мы легко расплачивались, приговаривая, что за такой же обед заплатили бы, скажем в Ницце или Милане в два или полтора раза дороже. Да что там о Ницце вспоминать – нам в Москве бы это обошлось точно в два или три раза дороже.
Отель «Леди Диана» находится в удобном месте. Сравнительно благополучный район – ни бомжей, ни местных жителей. Пять минут до одной из самых привлекательных достопримечательностей города – Голубой мечети 5 мин. Ходьбы и до трамвайной остановки тоже 5 мин, но уже совсем неторопливо (на трамвае в Стамбуле можно легко добраться до всех важных туристических мест.). Рассматривая схемку трамвайных линий, объединенных с метро, кажется, что находишься в каком-нибудь небольшом европейском городке.. А ведь население Стамбула около 18 млн. город растянулся более чем на 150 км вдоль Мраморного моря и почти на 30 км вдоль пролива Босфор. Впрочем, никуда дальше центра ездить и не стоит, если, конечно, вас не сопровождает местный гид, или вы говорите по-турецки. Кроме нищеты и грязи вы ничего не увидите.
Достоинство отеля – ресторан на 6-ом этаже с прекрасным видом на Голубую мечеть и Святую Софию. Хотя все время завтрака можно любоваться прекрасным видом, попивая кофе и закусывая сосисками.
В ресторане чисто и красиво, но обедать я туда бы не пошел. Достаточно было первого посещения, когда автобус привез нас из аэропорта в первом часу ночи (чартер как всегда опоздал на 4 часа), и мы опрометчиво поднялись туда поужинать. Очарованные видом искусно подсвеченных храмов заняли места за столиками и погрузились в томительное ожидание. Через 15 минут пришел человек, как сейчас говорят, типа официант, и предложил, типа сандвич, типа с сосиской или с курицей и получив заказ ушел еще на 30 минут их готовить. Попивая минералку, мы любовались панорамой. Это в конце-концов надоело и захотелось уйти. И лечь спать голодным. Правда перспектива лечь спать голодным не вдохновляла. Как здорово было в былые времена, ведь всегда захватывали, колбасу, хлеб, кипятильник и могли когда заблагорассудится попить чаю в номере, а можно и распить бутылочку, купленную в Дюти Фри «Duty Free».
Доставшийся нам номер был чистым и уютным, но весьма тесным. Поэтому заявленным 4 звездам отель не соответствует. Вместо ванны – какое-то узкое корытце, так называемая сидячая ванна. Еще нам в номер втиснули третью кровать, видимо для ребенка. Так что места оставалось только постоять.
Отличительной особенностью этого отеля является вытяжка за окном, которая круглосуточно гудит. Звуковое оформление отдыха получают только те, кому достается номер с окном во двор. И, конечно же, нам дали именно такой номер. Впрочем, напрасно я волновался, вытяжка хотя и гудит, но негромко, чуть громче кондиционера. А если закрыть окно, то вообще не слышно.
Хорошо, что в программе нашего тура было две экскурсии по городу, иначе бы, самостоятельно мы бы не успели увидеть все самое интересное.
Побывали во дворце султана, который потом стал президентским дворцом. Дворец роскошен. Осматривать можно только в группе с гидом. Построен был в 1856 году на кредит от англичан и французов. А выдача кредита совпала с Крымской войной.
Одна из причин Крымской войны и заключалась в том, что Долгие годы Россия стремилась получить контроль над Черным морем. В соперничество с Османской империей турок сначала изгнали из Азова, потом отвоевали у них Крым, и вот следующим пунктом должен был стать – Босфор и вместе с ним Константинополь.
В основе наступление на юг была не только имперская политика России, но и осуществлением великой идеи возвращения православной святыни – Святой Софии. Но и помимо этого Россия получала стратегический выход в Средиземное море. А вот этого уже англичане и допустить не могли.
Поэтому и предприняли в 1856 году экспедицию через любезно предоставленный Османской империей Босфор к берегам Крыма, высадили десант в Евпатории, блокировали и захватили город-герой Севастополь. С потерей ключевой базы наступление на юг для России становилось невозможным.
И еще два дня мы обследовали город свободно. Сначала сплавали на кораблике ( 6 лир туда и обратно) на Принцевы острова (Адолары). Застроены дачными домами для зажиточных стамбульцев. Поискали дачу, где Л. Троцкий писал «Историю революции» прежде чем отправиться в Мексику, где его все-таки нашла и отблагодарила рука с ледорубом ( видимо, за эту самую «революцию»).
Прошлись по улице Истиклаль ( много сравнительно цивилизованных магазинов, ресторанов и кафе). Там находится и внушительное по здание Посольства Царской России, потом в 1923 году проданное большевиками-ленинцами, Сейчас стоит с забитыми окнами, больше напоминающее или барахолку или приют для бомжей.
А почти напротив - представительство РФ. За двойным металлическим забором, дополнительно обтянутым сеткой рабицей, замкнутой на калиткой просматривается вполне респектабельный особняк. В городе, куда из иностранцев больше всего россиян, дипломатические работники постарались надежно отгородиться от своих соотечественников, чтобы не дай бог не помешали им решать своими проблемы,).
Поднялись на Галатскую башню (прекрасный вид на город, вход 10 лир), спустились в подземное водохранилище (цистерна Базилика, вход 10 лир, находится напротив Святой Софии). Для вечернего досуга можно выбрать посещение бани или ресторана с шоу-представлением. Куда вас любезные турки доставят, а потом, когда вы откушаете и отгуляете, доставят обратно в ваш отельчик.
Больше всего хотелось побывать в храме Святой Софии. На стенах обезображенные мозаичные изображения Иисуса Христа с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Предтечей. Но в целом храм производит сильное впечатление. Полагают, что храм Святой Софии в нынешнем виде был построен и открыт в конце Х века. До этого храм 8 раз подвергался значительным разрушениям.
В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть. После крушения Османской империи, 1935 году, согласно декрету Ататюрка ( по убеждениям был атеист), Айя София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Благодаря этому некоторые из них и остались невредимыми.
Гид рассказал легенду о священнике, который служил литургию в Святой Софии, когда османы уже прорывались к храму. И вот двери православного собора рухнули, турки устремились к алтарю, уже мечи были наготове, но внезапно стена раскрылась и спрятала священника.
Нам показали коридор, заканчивающий сплошной стеной. За ней и остался священник. Если приложить ухо к стене, то можно услышать легкий шум, а если подключить воображение, то услышишь молитву – это святой отец молится он об освобождении Царьграда. И когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.
И это вовсе не воздушная мечта. Сейчас турецкое правительство прилагает усилия, чтобы войти в Евросоюз, и условие о передаче храма православным может быть удовлетворено ( конечно, в ответ устроят несколько погромов) Только кому ратовать за это, ведь православных в Евросоюзе пока мало ( греки, киприоты, болгары). На призыв существует, крепнет и ширится.
А пока в храме-музее висят в огромные черные круги с арабской вязью и обезображенные мозаичные изображения Иисуса Христа с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Предтечей.
Показали нам и мраморные стены, на одной из которых изображен и довольно точно, как на фотографии, ядерный взрыв. Получается, что строители храма видели, как взрывается атомная бомба.
Посмотрели мы и на запотевающую колонну. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет. Проверить не удалось, поскольку желающих выстроилась очередь, а нам нужно было идти дальше – экскурсия продолжалась во дверце султана. Кстати в гарем нужно покупать отдельный билет ( самое интересное место, судя по количеству желающих).
Пока гулял по Стамбулу, не мог избавиться от ощущения, что нахожусь среди людей, которые видят во мне чужака. В центре чувствуешь себя в относительной безопасности, но ощущение настороженных взглядов не проходит. Наверно агрессия у турок в крови. Это заметно по сравнению с Европой, где на улицах достаточно черных, китайцев, арабов, индусов и это воспринимается естественно. Трудно представить национальную неприязнь в Америке ( кроме негритянских гетто), даже азиаты спокойнее относятся к приезжим. Но в Турции же тебя сразу выделяют - ты приезжий, турист, - ты не наш. Существенно изменил жизнь ислам. В городе нет казино, во многих ресторанах нет спиртных напитков, в целом развлечения довольно умеренны. Я вовсе не собирался пускаться в разгул - мне просто нравится, когда люди вокруг вселяться: пьют вино, танцуют, играют в казино. Ощущение праздника захватывает. И будь у тебя даже тоскливо на душе, все равно развеселишься.
Город объявлен культурной столицей 2010 года. И власти стараются скрыть нищету. В центре города все выглядит благополучно, если не выезжать на окраину. И ехать, поэтому никуда не хочется.
Все интересное в Стамбуле можно посмотреть за три дня. Потом можно бесцельно слоняться по рынкам, может, что-то выискивая для себя, может просто так. Купить, конечно, можно практически все и по ценам несравнимым с московскими. Так что если ехать в Стамбул, то помимо культурной программы нужно наметить и шопинг.
Карта Османской империи в период расцвета и в нижнем левом углу - современной Турецкой республики
Одна из немногих сохранившихся христианских росписей в храме Святой Софии
Крепость, построенная османами во время осады Константинополя. Она находится в самом узком месте Босфора и блокирует проход по проливу со стороны Черного моря
Одно из древнейших строений Константинополя - акведук. Построен еще византийским императором для снабжения города водой