В СТРАНе МОЕЙ МЕЧТЫ
Пока она вела машину, я смотрел в окно - мимо проносились хижины, загоны для скота, голые поля с торчащими повсюду кустами и колючками. Мы ехали по Аравийской пустыне из Дубаи в Фуджейру. Я вспоминал, сколько вместе мы проехали городов и стран. Если складывать километры маршрутов, то получится несколько десятков тысяч, но сейчас в уме я не мог этого точно подсчитать, я помнил только европейские города, дороги, замки…
Самолет совершил посадку в берлинском аэропорту без четверти 9 утра, а уже в начале десятого нам выдали в «Eurocar» ключи от забронированного еще в Москве автомобиля. Это оказался Volkswagen 5-ой серии, дизель объемом 2 литра. Совершенно новая машина, на спидометре 2 с половиной тысячи. И мы отправились в гостиницу, совсем не задумываясь над тем, что найти нужный отель в незнакомом городе не так просто. Нас охватило чувство эйфории, что вот всего два с половиной часа назад мы толкались в пробке на Ленинградском шоссе в поскрипывающих стареньких Жигулях, а теперь мы едем в новом Фольксвагене по немецким дорогам. Кажется, что для автолюбителя уже и не нужно ничего более, можно уже ни о чем не мечтать, а только наслаждаться…
Но нам повезло, заехав по пути в первый встретившийся отель и назвав там адрес, мы получили от любезного портье схему города, на которой он пунктиром обозначил наш путь. Главное не сбиться с пунктира. Вторым нашим помощником был таксист. Так мы добрались до отеля с двух попыток.
В отеле нас встретили неприветливо, ключи от номера дали через четыре часа. Это был 2-х звездочный молодежный отель, его я выбрал исключительно из экономии. ( Кажется, 35 евро за сутки) Поэтому был готов на все кроме туалета в коридоре. В холле тины развлекались на игровых автоматах и компьютерах, шумели и пили пиво, На ресепшен суетились прыщавые девчонки в потертых джинсах и с голыми пупками. Говорят, что номер ваш еще, мол, не убран. Если бы раньше увидеть этот номер! Две койки и окно под потолком, перед которым постоянно проносятся электрички. Думаю, что в местной тюрьме немногим хуже.
Точно в два часа появился гид – Юрий. С ним совершили очень интересную экскурсию по Берлину, но заплатить пришлось 130 евро за три часа. Юрий готов был продолжить рассказ за дополнительную плату. Но мы не отказались – хотелось отдохнуть после перелета. Помимо этого в Берлине живет мой знакомый - добрейший Костя. С ним я и рассчитывал еще более детально познакомиться с городом. Вечером мы встретились возле собора Памяти короля Вильгельма.
Ездили смотреть остатки Берлинской стены. Затем поехали к тому месту, где находилась Имперская канцелярия и бункер Гитлера. (Сейчас там возвышается гора щебня, поросшая бурьяном. Имеется плакатик со схемой подземных сооружений бункера. Возможно, в будущем его откопают и сделают там музей подобный резервному бункеру Сталина, что находится в Самаре.) Поодаль видны остатки фундамента Имперской канцелярии – здания размерами сравнимого с Дворцом съездов в Кремле, и разрушенного в 1956 году. Сейчас на этих руинах развернута экспозиция, посвященная жертвам нацизма.
ЦЕРКОВЬ КАЙЗЕРА ВЕЛЬГЕЛЬМА. БЕРЛИН
Уже смеркалось, поэтому «солдата с рубля» в Трептов-парке найти не смогли. Неужели, солдата сломали? Удивлялись мы, плутая в кромешной тьме парка. Нет ни одного фонаря. ( Как я позднее выяснил, что Памятник советскому солдату-освободителю находился в то время на реставрации) и закончили экскурсию в "Музее борьбы с деспотией" на пропускном пункте Чарли-поинт. (там, в частности, стоят бюсты и Валерии Новодворской и Сергея Ковалева из папье-маше). В музее выставлены экспонаты в виде машин, лодок, чемоданов, приспособленных для провоза нелегалов из социалистического рая в загнивающий капиталистический ад.
На следующий день мы с Леной решили побывать в Рейхстаге и осмотреть Бранденбургские ворота. Надписи времен войны, например, «Мы из Воронежа» сохранены только на частях внутренних стен, а внешне здание германского парламента полностью отреставрировано. Пообедали в современном торговом и деловом центре SONY. Он построен на бывшем пустыре между Восточным и Западным Берлином. Том, где раньше проходила стена и прилагающие к ней зоны отчуждения с пулеметами и наблюдательными вышками.
ПОТСДАМ - ГАМБУРГ
На третий день мы выехали в Гамбург через Потсдам. Это примерно 280-300 километров, и я немного беспокоился, не буду ли я к концу дня выжитым лимоном? Однако немецкие дороги настолько хороши, что усталости после 270 км по автобану не чувствовалось. Тем более вели машину по очереди. Особенно впечатлили пейзажи с исполинскими ветряками. Они, как инопланетные существа из «Войны миров», застыли в поле нестройными рядами и неспешно машут огромными лопастями.
У нашей машины была 6-ти ступенчатая коробка передач. Так на пятой можно было легко разогнаться до 160, а потом еще и включить шестую. Ленулоч боялась ехать даже со скоростью в 130 км в час, но когда она попала в магическую власть автобана, то незаметно разогналась до 150, я сказал, переключай на шестую, она с ужасом, взглянув на спидометр, чуть не ударила по тормозам, мы могли бы и перевернуться от такого торможения. Шестая передача была освоена моим вторым пилотом только на третий день путешествия.
В Потсдаме осмотрели ветряную мельницу – памятник местным мукомолам XIX века. А затем парк и дворец «Суси». Стоя за балюстрадой этого замечательного творения 18 века, видишь вдали, за парком прямоугольные коробки социалистической архитектуры ГДР. Как будто и не уезжал из Москвы. Там можно гулять весь день, слушать экскурсоводов, фотографироваться, но у нас была все Германия впереди.
В Гамбурге поругались, потому что не могли три часа найти отель. Единственный промах в подготовке к этой поездке я совершил, когда не выяснил в Москве, где в городах нашего маршрута находятся забронированные отели. Это были тяжелые три часа. В незнакомом городе без знания языка найти маленькую улочку с таким же незаметным отельчиком. По-английски я немного изъясняюсь, но понимаю плохо. А местные говорят по-английски гораздо лучше. И еще самое скверное - у меня не было карты. Немцы рисовали мне на листочке какие-то схемы проезда, комментируя жестами. И только я возвращался в машину - сразу все комментарии забывал. А жена только злорадствовала. Вот такая романтическая атмосфера царила. Наконец совершенно случайно наткнулись на свой отель. Он оказался довольно уютным, чистым, опрятным и своим интерьером чем-то напоминал дворянский особняк ХIХ века.
На душе сразу посветлело, о перебранке в машине позабыли и отправились ужинать. Где-то здесь в Гамбурге должен быть квартал «Красный фонарей» вспоминал я , тогда мы еще не знали, что же представляет из себя настоящая улица «Красных фонарей» в Амстердаме, и хотелось поглазеть на образец разврата западной цивилизации. Но было уже поздно, двенадцатый час, и на мое предложение пойти оценить степень злачности этого района по сравнению с Москвой жена ответила, что устала и хочет спать. Мы поужинали в обычном ресторане, где официант, представился сербом, немного говорил по-русски.
БРЕМЕН - КЕЛЬН.
Прощание с уютным гамбургским отельчиком, было очень трогательным, Лене не хотелось уезжать. Быстрая перемена мест как бы расстраивала ее, ей хотелось насладиться покоем и размеренностью, а нужно было скорее собирать чемодан и загружать его в багажник.
Первое, что нам попалось на глаза – огромный монумент Бисмарку. Он для немцев, как я понимаю, примерно то же, что для нас Ермак, Петр Первый, и генерал Ермолов вместе взятые, и еще Иван Грозный вдобавок. Потом поехали к зданию Ратуши. И в общем-то много потеряли времени пока бессмысленно мотались по городу. Даже чуть не сбили велосипедиста. С некоторым удивлением мы смотрели первое время на сотни людей катающихся на велосипедах, нам было непонятно, почему они оставляют дома свои автомобили, ведь ездить по этим замечательным дорогам на машинах такое удовольствие!
В Гамбурге находится, как известно, самый большой европейский порт. На него я и хотел посмотреть. Но как ни парадоксально это звучит, но огромный порт мы так и не нашли, только промотались целый час вдоль побережья. Где-то там, на середине Эльбы, она в этих местах широкая - километра два, мы увидели далеко от берега стоящие океанские корабли. Словом восторга я не испытал, а только умылся в потоке упреков жены, что ты, мол, в этих кораблях нашел? Короче, сжимая руль и скрежеща зубами, я выехал из Гамбурга. И сразу за чертой города пересел на штурманское кресло. Это как выяснилось один из верных способов прекратить упреки, поскольку, когда она вела машину, то на укоры не отвлекалась.
По пути в Кельн решили заехать в Бремен. Город Бременских музыкантов! Как можно пропустить родину легендарных героев нашей юности! До него было рукой подать – каких-нибудь 90 километров. Однако жена сбилась с дороги – вместо автобана, заехала на второстепенную шоссейку. Тут уже я покритиковал ее, что, мол, табличку над дорогой с названием города прочитать не можешь! Словом поплутали по немецким деревням. Ориентироваться там по принципу « езжай по той дороге, которая лучше асфальтирована. Она и окажется главной» как я всегда делаю в России, бессмысленно. Все дороги и дорожки отличные.
Бремен просто чудесный город. Средневековые постройки не были разбомблены во время войны. Авиация англичан методично разрушая один мирный немецкий город за другим, может пропустила Бремен, а может не успела из-за окончания войны. И город сохранился. Целями массированных бомбежек выбирались вовсе не военные объекты, а обычные жилые дома. Поэтому те города, которые мы сейчас видим, практически восстановлены из руин.
Почти сразу, лишь объехав по кругу центр, нашли многоэтажный паркинг. На все мои предложения идти смотреть архитектуру Лена ответила стремительным рывком в магазин спортивной одежды. Одному идти не хотелось, поэтому ждал ее, фотографируя прохожих.
Здание Ратуши очень напоминает Дворец короля из мультфильма Бременские музыканты. Когда стоишь на площади, легко поверить в эту замечательную сказку, нужно только отмотать назад четыре столетия. И сказка оживает. Но стоит открыть глаза, и перед замком короля проезжает современный трамвай. А в отдалении, в летнем кафе сидят туристы. В тени костелана мостовой играет флейтист.
Мы зашли в этот костел, где слушали замечательное пение и музыку. Мужской голос и орган. А потом фотографировались возле легендарного памятника Бременским музыкантам: на осле стоит собака, кошка и петух. Памятник установлен в 1989 году.
В начале восьмого выехали из Бремена. До Кельна еще оставалось 350 километров, казалось, что ночевать придется в машине. Но долгими оказались только первые сто километров. И вот уже замелькали таблички с названием KOLN.
В Кельне с гостиницей повторилось то же самое, что и в Гамбурге. В Нюрнберге уже потребовалось всего час. Ну а к Мюнхену я уже обзавелся картой. И думал, что буду на высоте. Как бы не так! Вместо карты МюнхеНа я по невнимательности хапнул карту МюнхеЛя - а это такой же большой город, но совсем в другой области Германии.
И вот стою где-то на окраине города МюнхеНа, а на капоте развернута карта МюнхеЛя. И пытаюсь на ней найти нужную улицу - улицу Шиллера. Самое интересное, что нашел. Там тоже была улица Шиллера. А дальше нужно было найти собственное местоположение. Но это уже на карте Мюнхеля, находясь в Мюнхене, сделать было невозможно. Сгущались тучи очередной бури. И тут ко мне подошла женщина, она проезжала мимо на машине и остановилась, видя мою полную растерянность. Она предложила помощь. Подарила мне карту Мюнхена и объяснила дорогу. Звали ее Елена – полячка, из Варшавы, знала немного русский. Так вот в Мюнхене удалось за полчаса найти свой отель. Рекордное время.
Но сначала нужно рассказать про Кельн, Бонн, Франкфрут-на-Майне и Нюрнберг.
Главная достопримечательность Кельна – Кафедральный собор. Собственно ради него я и решил поехать в этот город. Собор настолько огромен, что кажется неуютен. Осматривать его можно часами. И ничего не увидеть и не понять. Собору более 800 лет и история его строительства переплетается с историей страны.
КЕЛЬН.
Когда мы поздним вечером въехали в Кельн, было дождливо и прохладно, но утром на следующий день выглянуло солнце, стало припекать, хотя к вечеру вновь пошел дождь. Весь день мы провели в Кельнском соборе. Сначала попытались присоединиться к русскоязычной экскурсии, но гид настолько долго и обстоятельно рассказывал о каждом саркофаге, что нам быстро наскучило, и мы решили осмотреть собор самостоятельно, как, впрочем, и делают многие.
По залам среди публики ходят в красных мантиях священнослужители с копилками. На стенде проспекты на разных языках, и на русском тоже, с кратким описанием достопримечательностей. Табличка предлагает заплатить за три листочка текста на тонкой бумаге 2 евро. Конечно, можно взять и так.
По окончании осмотра мы решили подняться на башню. И хотя вход стоит 2 евро, лифта там не было. ( Вот в Вене на соборе Св. Стефана лифт установлен ). В Мюнхене тоже приходилось подниматься на своих двоих. Во-первых, меньше желающих и, во-вторых, лучше ощущаешь грандиозность и характер сооружения. На узкой винтовой каменной лестнице, разойтись со встречными невозможно, нужно ждать на специальной площадке пока они спустятся. Поднявшись, оказываешься в зале, где находятся колокола, затем вверх на обзорную площадку ведет еще более крутая металлическая лестница. Лена, как только увидела ее, сразу испугалась идти и сказала, что хочет отдохнуть вот здесь, прямо на каменной лавке. Мне же побывать в соборе и не подняться на башню казалось непростительным упущением.
Тогда, во время первой поездки, все воспринималось: города, соборы, дороги, магазины - с особенной остротой, захватывало дух, хотелось увидеть, потрогать, подняться, побывать везде; казалось, что это чудо открытия нового, свободного мира сейчас, или через несколько дней закончится, и мы опять на многие годы, а может на всю жизнь, останемся в своей серой обыденности, на пыльных дорогах, среди серых коробок хрущеб и с ментами на обочине.
С башни Кельнского собора открывается красивый вид на долину Рейна, а внизу, на площади гуляют лилипуты. Снимать камерой и фотографировать мешала мелкая сетка, натянутая видимо для того, чтобы этим лилипутам не бросали на головы мусор.
По пути обратно в отель мы опять заблудились. Пошел дождь. Мы ехали по длинной улице, по сторонам почти одинаковые частные двухэтажные дома, заборчики, клумбы с цветами, декоративные кустарники, деревья. А дождь полил еще сильнее, и через ветровое стекло стало плохо видно. Мы остановились. Очень не хотелось выходить из машины, чтобы спросить дорогу. Да никого и не было на улице. Сквозь запотевающие стекла мы разглядывали таблички с названиями улиц, пытались найти их на карте, чтобы сориентироваться. И вот, наконец, показалась наша вывеска «Мотель Святой Георг». Это на окраине Кельна.
Кроме нас в гостинице, кажется, никто не остановился. Апартаменты нам дали просторные. Но отопление не включили. Мы же не стали настаивать, ведь жили там всего две ночи. Зато ванная была огромной – метров 15 - комната с душевой кабиной в углу и окном в сад.
БОНН.
На следующий день – уже половина нашей поездки была позади – мы выехали из Кельна, но напоследок решили еще раз побывать в кафедральном соборе. Погода была хорошей, а дорога до центра почти знакомой. ( Только один раз я пропустил нужный поворот, и пришлось ехать по автобану дальше, 30 километров до первого разворота. Но что такое эти 30 км, когда скорость 160 км/ч!). Зайдя в собор, я еще раз осмотрел золотую раку «Трех королей», а потом купил в киоске плакат с фотографией собора в вечернем освещении (19 евро). Лена пошла в торговый центр под вокзалом и выбрала себе куртку и трикотажную кофту, с которой продавщица забыла снять магнитную бирку.
Как же прочно они крепят эти бирки! Отделаться от проклятого пластмассового кругляша с магнитной начинкой нам удалось уже уехав из города, на берегу Рейна, долбя минут десять по нему камнем. В результате порвали кофту. И Лена очень расстроилась. Она расплакалась. И обвинила в этом косвенным образом меня, поскольку из-за меня она торопилась и забыла попросить в магазине отцепить бирку.
Полчаса мы поседели на берегу реки на траве возле самой воды. По Рейну шли самоходные баржи, сухогрузы, но вода в реке была чистая, прозрачная, думаю, что ее можно пить. А вдали был виден Бонн. В голубом небе между кучевых облаков проплывал цеппелин с рекламой какой-то фирмы.
Бонн мы решили посетить, потому что это была бывшая столица Германии. Однако увидели довольно тихий и спокойный городок, никак не похожий на столичный. В нем мы сфотографировались у памятника Бетховену, который отсюда родом. Причем попросили снять нас девушку – как оказалось студентку Боннского университета. Она приехала учиться из Воронежа, рядом стояла ее подруга из Харькова. Говорили по-русски. Вообще в Бонне около 40 тысяч студентов со всего мира. Молодежь ведет себя на улицах довольно свободно сидит на парапетах или на ступенях, пьет пиво, ест гамбургеры, курит. От одной компании, расположившейся в сквере возле фонтана, доносился густой мат, и пили они водку, закусывая свежими помидорами. Эти люди были наши соотечественниками. Казалось, что в Бонн они пришли пешком, как ходоки, или долго добирались без билетов на перекладных электричках.
В Бонне меня чуть было ни оштрафовали за неправильную парковку. Две перезрелые тетки – типичные синие чулки – начали уже выписывать квитанцию, но я стал горячо извиняться и поспешил поскорее уехать. Мне показалось, что они немного опешили от моих извинений. Наверное, ожидали, что их начнут обкладывать.
Пообедав в мексиканском ресторанчике, мы выехали из Бона почти в шесть часов. К вечеру нужно было добраться в Нюрнберг. Это по прямой составляло километров 280. Настроение было хорошее. Меняли друг друга за рулем.
На закате мы подъехали к Франкфурту-на-Майне. Тысячами стекол поблескивали в лучах солнца взметнувшиеся вверх небоскребы. Такого урбанистического пейзажа я не видел нигде в Германии. Деловой центр города напомнил, что мы находимся в сердце современной цивилизации. И дополнением к пейзажу была найденная случайно радиостанция, которая транслировала Роллинг Стоунз «Эйндже», а затем Битлз, Слэйд и еще много доброго вечного рока. И быстро утонула в волнах эфира, как быстро скрылись за верхушками деревьев сверкающие небоскребы.
А мы уносились дальше по автобану в городок Ханау, из которого уже выехали на дорогу ведущую прямо в Нюрнберг. И когда стало темно, я пересел за руль. По сторонам уже практически ничего не было видно, мы ехали вперед, обгоняя многочисленные фуры, и смотрели только на убегающий под колеса асфальт. На душе было спокойно, как-то безмятежно мы чувствовали легкую приподнятость, что путешествие развивается так замечательно. И начали петь песни из кинофильмов, например, из Кавказской пленницы и Брильянтовой руки. А затем Лена спела мне все песни из мультфильма Бременские музыканты. Это были самые трогательные мгновения нашего путешествия.
НЮРНБЕРГ.
Портье был несколько удивлен полуночным гостям, после того. Как я показал ему ваучер, протянул ключи, даже не спросив паспортов.
Утром я вышел в город. Отель находился на улочке длиной метров сто. В конце ее возвышались средневековые стены крепости. Людей – ни души, машин – стоянки пустые, магазины все закрыты, а на часах 9 утра. Как в Москве в 6. Долго рассматривал голых людей в позах пагубных страстей, что составляют фонтан «Веселая карусель» .
В Нюрнберге мы побывали в доме-музее Альбрехта Дюрера и в зале суда, где проходил Нюрнбергский процесс в 1946 году. Зал полностью перестроен, с тех времен остались только двери в мраморном обрамлении (видны почти на всех исторических фотографиях). Белокурый молодой человек с голубыми глазами прочитал лекцию на немецком и на английском. Дворец правосудия находится на улице Фюрера.
Потом в историческом центре поднялись в древний замок короля, познакомились с американскими туристами. Проезжая по городу, увидели унылую очередь из наших соотечественников, которые ждали перед евангелистской баптистской церковью пособия по бедности. Им выдавали морковку, лук, немногого молока и колбасы. Выглядели переселенцы немного поопрятнее обычных московских бомжей.
Пообедав в ресторане напротив замка, мы покинули Нюрнберг. Я доехали лишь до границы города и передал руль Лене. От усталости, хождений, впечатлений меня сразу сморило, и я заснул. Она вела машину до Мюнхена. Первая остановка была на неизвестной улице, я очнулся, огляделся и спросил: где мы? – в Мюнхене!