ДРЕЗДЕН - КОПЕНГАГЕН.

Замешкавшись утром с вещами, мы выехали из Дрездена только в половине десятого. В гостинице Апартмент Фраукирхе, на центральной площади города, нам дали такой про-сторный номер, что разбросанные по всей его площади вещи пришлось собирать минут сорок.

Потом еще ворота в подземном гараже не хотели открываться, поскольку я сразу не смог сообразить как пользоваться премудрым устройством, прилепленным администратором к лобовому стеклу моей машины, специально для открывания этих ворот. Наконец выехали на автобан на Росток.

До Балтики была стремительная езда со скоростью 160 км в час в ласковых лучах утреннего весеннего солнца. Не заметили, как долетели до Берлина и пропустили нужный съезд на кольцевую дорогу. Автобан неумолимо засасывал нас в центр города, что совершенно не входило в наши планы, поскольку езда по городским улица убила бы массу времени, и мы опоздали бы на 15 часовой паром, и пришлось бы ночевать в Ростоке. Мы проехали мимо Берлина. А побывать там очень хотелось.

Не прошло и двух часов как на городском горизонте, где-то там, на востоке показался шар телевизионной башни – символа гдровского Берлина - но к нашей радости автобан не растворился в обычных улицах, он по-прежнему стремительно летел на север. И вот мы миновали обозначения границы, пересекли сектор Западного Берлина – этот островок белого в море красного – и вновь оказались в восточном секторе.

На почти пустой дороге скорость выросла до 180 км в час, большего из нашего автомобиля выжимать не удавалось. Чтобы погрузиться на паром до Гедсера ( Дания) нужно проехать мимо Ростока, затем следовать указателям, слева остается огромная электростанция, и выехать к порту. От-правляются паромы через каждые два часа, и находятся в пути 1 час 45 минут. Поскольку прежде мы не переправлялись через море на паромах, нам было довольно любопытно побродить по просторным палубам. Тем более была солнечная погода и можно было стоять на палубе под лучами солнца в порывах морского ветра, любуясь на уплы-вающие берега. А можно было заняться шопингом в магазине беспошлинной торговли или пообедать в одном из многочисленных ресторанов и кафе.

На датском берегу все водители решительно, по деловому поехали в глубь страны, обгоняя друг друга на узкой шоссейке. Сразу бросилось в глаза насколько датские деревни и городки миниатюрнее немецких. В одном из них заправились, топливо оказалось дешевле, чем в Германии, а как потом выяснилось и в Швейцарии.

     В первом же на пути датском городке Нюкёбинг-Фальстер мы долго искали трактир, в котором в далеком 1717 году неожиданно появился русский царь – Петр. Только миновало 5 часов, а на улицах уже ни души. Красивые аккуратные дома, каменные мостовые, а мага-зины закрыты. Какая же была здесь глушь в петровские времена? И с каким удивлением встретил императора кабатчик?

      Через два часа мы въехали в мрачно-коричневый Копенгаген. Предстояло найти гостиницу. Город небольшой, расположен возле моря, поэтому заблудиться в нем сложно. Главное было найти в центре то место, где группируется большинство оте-лей. Проезжая по улицам мы видели шумные молодежные тусовки возле ночных клубов. Неудивительно, ведь это была суббота. Отель я нашел в довольно злачном районе. На тро-туарах стояли вроде как бы бесцельно чернокожие, вероятно торговали героином, а может продавали проституток. Повсюду виднелись вывески ночных стриптиз клубов и секс-шопов. Но это вовсе не означало, что мы оказались в какой-то криминальной зоне. Обойдя пять или шесть отелей, я выбрал наиболее подходящий по цене и комфорту.

      На вечерних копенгагенских улицах было довольно ветрено и прохладно. Хотя мно-гие были одеты по-летнему легко и открыто. Они не знают, что такое настоящие холода, они еще не были в России. Подумал я, смотря на этих девушек и молодых людей.   

       Потратить на Данию дня четыре или пять – это была бы непозволительная роскошь. Хотя в этой стране можно счастливо провести и гораздо больше времени. Быть может только благодаря погоде наше впечатление и Дании остались светлыми и радостными. А может в этой стране всегда хорошо не зависимо от погоды.

       В заключение знакомства с Копенгагеном, мы заехали в квартал Христиания, где живут современные хиппи. Там мы не стали даже выхо-дить из машины, больно скептически взирали на нас обкуренные певцы любви и цветов. Конечно, предполагать проявления агрессии с их стороны подобной как у каких-нибудь люберов я не мог, но и это же вовсе не означает, что можно нарушать правила поведе-ния в их городке. Вокруг стояли бараки, щедро разрисованные солнечными граффити, там не разрешалось фотографировать и негде было припарковать машину. Обидно, ко-нечно, что не было времени, чтобы углубиться их трущобы и оттянуться по полной с ка-кими-нибудь неизвестными чуваками и чувихами. Зато в баре, где мы решили пообедать, официантка говорила с нами по-русски.

        После беглой экскурсии по Копенгагену сначала на открытом автобусе, потом пешком, поехали в замок Кронбург - именно его выбрал местом действия своей трагедии Гамлет известный английский драматург сам, понимаете ли, Вильям Шекспир. Неприступный замок на берегу пролива – яркая достопримечательность. Гуляя вокруг него, в тени его высоких стен можно прочитать на табличках всю историю создания и су-ществования. Здесь же, в стремительно бегущей морской воде, люди со смуглой кожей, по видимому турки, ловили рыбу. Рядом с ними на берегу сидели укутанные в платки женщины, бегали дети. Судя по их азарту, улов был не просто хорошим, а отличным.

       Поездка вдоль живописного побережья было увлекательной но, к сожалению, при-шлось свернуть в глубь острова, поскольку к ночи нам необходимо было прибыть в Оденсе – 200 км от Копенгагена – на ночевку. Сколько разных дорог проложено по так малонаселенной стране( 5 млн. 330 тыс. чело-век). Мы заблудились в них, с трудом отыскивая на карте следующий населенный пункт и нужное направление По пути проезжали гигантский мост между островом Зеландия и материковой частью. Сооружение вызывает восторг своими размерами и изяществом конструкций. Город Оденсе – родина сказочника Андерсена. Уютный городок, стремительный и жи-вой по датским меркам, разумеется. Уже здесь я почувствовал, что оторвался от России, и которая лишь напоминает о себе словно плеск канализационных вод на глубине колодца. Гулять по ночному Оденсе, выпив пива в магазине «7-11» было удивительно. Что может быть лучше осознания, что впереди у тебя еще несколько дней увлекательного пу-тешествия.

На обратном пути заехали в город Еллинг посмотреть на рунические надписи на двух огромных камнях. Никакого впечатления от камней. Но вокруг уютное кладбище, церк-вушка, и два холма-могильника, в которых был пограблен языческий царь Горм. Даже не-смотря на то, что древние могильники с руническими камнями не очень увлекательный аттракцион, стоило ехать в Еллинг ради живописной дороги, идущей лесу, по холмам, че-рез овраги, реки и поля, засеянные желтым Рапсом.

ВОЛЬФСБУРГ.

После этого выехали на автобан и через четыре часа были в немецком городе Вольфс-бурге – родине всемирно известного и популярного автомобиля Фольксваген. Еще в дале-ком 1937 году А. Гитлер пригласил Ф. Порше и поручил ему спроектировать автомобиль, который по цене будет доступен почти каждому работающему немцу. Порше выполнил заказ и возле города Вольфсбурга был основан завод по производству этих автомобилей. Побывать на заводе хотелось еще и потому, что уже много лет езжу именно на ма-шинах на нем произведенных.

       Перед экскурсией встретили Алексея – моего друга из Гер-мании. На автопоезде нас провезли по всем цехам, начиная от штамповочного и заканчивая сборочным. По цехам рабочие и инженеры передвигаются на велосипедах. Про чистоту и порядок как бы и говорить не стоит. В каждой смене работает 8 тысяч человек. На завод приезжают для получения автомобиля на заказ. На этом заводе делаются модели Гольф, Тюран и Туарег.

ВЮРСБУРГ.

Как всегда поздний вечер и незнакомый город, пронизанный автобанами и эстака-дами, и нет ориентиров, кроме разве что ярко освещенной крепости на горе, которая, впрочем, периодически скрывалась за холмами, и тогда становилось совсем тоскливо. Вюрсбург, неожиданно для меня, оказался довольно большим городом, как бы стиснутым невысоких горами и растянувшимся вдоль двух рек – Майна и его притока. Они слива-лись где-то в неведомом сплетении улиц и набережных. Скоростные дороги так пронзают и оплетают город, что мои неоднократные попытки заехать в центральную часть, где обычно сосредоточены отели, каждый раз кончались неудачей – опять и опять я попадал на магистраль, которая выносила нас за околицу. Приходилось разворачиваться и атаковать город вновь, чтобы, наконец, найти вожделен-ный центр с отелями. Навигатор, как обычно, не работал. После полутора часов кружения нам «удалось» остановиться в дорогом отеле MARI-TIM почти в центре города, но рядом с напряженной магистралью.

       Ранним утром я проснулся от шума стартующих от светофора машин и мотоциклов . Выйдя на балкончик, я обнаружил, что солнце даже еще не нагрело воздух, а на стройке напротив уже кипит работа. Утром мы выехали к основной достопримечательности города – епископской резиден-ции. Как наивные простодушные чешские туристы (машина ведь с чешскими номерами) впервые оказавшиеся в большом городе мы поехали по пешеходной зоне ( наподобие на-шего Старого Арбата) и оказались нос к носу с полицейскими. Как я и ожидал, женщина в форме скомандовала мне остановиться и сказала, что сейчас мне выпишут персональный штраф! Слава Богу, что это Европа, и они не отбирают права и не шьют в любом случае езду по встречной как российские гаишники, а только выписывают штраф. Другой полицейский заговорил со мной по-английски, и когда я извинился и сказал, что потерял дорогу, он подробно объяснил мне маршрут. Вероятно, полицейские увидели в нас действительно заблудившихся туристов, а не злостных нарушителей, а поскольку руководство не ставит пред ними задачи собрать побольше взяток, как в России, они и действуют согласно здравой логике и с пониманием.

Епископская резиденция была разрушена во время британского налета на город, когда за 20 минут было сброшено 900 тысяч тонн бомб. К счастью, уникальная лестница и огромная фреска во дворце не пострадала. И нам удалось полюбоваться этим произведе-ниями искусства в подлинном виде. Остальные помещения дворца сильно пострадали во время пожара. И только благодаря кропотливой работе реставраторов сейчас можно по-любоваться изысканными интерьерами. Уникальность епископского дворца состояла в том, что все помещения, интерьеры, убранство оставались неизменными с начала 1800 года, когда епископская власть утрати-ла свое значение. Дворец был построен в 1720 году, он использовался именно как рези-денция только до присоединения Вюрсбурга к Баварскому союзу.

Вюрсбург не производил впечатления чисто туристического города. Это вам не Пра-га, где по центру ходят толпы праздных любителей пива и развлечений, это вам не Нюрн-берг или Регенсбург, где можно часами бродить по сувенирным лавкам, разыскивая что-нибудь экзотическое. В Вюрсбурге люди спешат, в магазины заходят за покупками, ждут трамваев, о чем-то по-деловому беседуют в кафе. Конечно, это вам и не финансовый Лондон и не какой-нибудь банковский Цюрих, скорость жизни здесь медленнее. Но все-таки при блуждании по улицам ощущения беззаботности и безделья не возникает. Совершив прогулку по центру города, осмотрев Кафедральный собор и церковь Ма-риенкапелле, мы перешли чрез реку по древнему мосту Альте-Майнбрюкке со скульпту-рами святых( очень напоминает Прагу, даже фигура Яна Непомуцкого установлена при-мерно в том же месте) , чтобы подняться в крепость Мариенберг. Восхождение на гору, преодолевая одну неприступную стену за другой, отняло много сил и времени, так что пришлось пожертвовать визитом в дом-музей Вильгельма Рентге-на. Мы выехали в Нюрнберг за пряниками. По автобану на это ушло немногим более часу. После прогулки по древнему городу пили чай напротив дома Альбрехта Дюрера.

ПО ШВЕЙЦАРИИ

Отправляясь в путешествие по такому протяженному маршруту, у меня возникало беспокойство: а сумеем ли мы его пройти его всего за 12 дней? Ведь предстояло проехать Германию с севера на юг и Австрию с запада на восток. Расстояния кажутся значительными, на самом же деле преодолеваются легко и даже беззаботно. И причина этой лег-кости передвижения – отличные германские дороги.

РЕЙНСКИЙ ВОДОПАД – ШТЕЙН АМ РЕЙН - ЦЮРИХ

       Наконец, мы в Швейцарии!!! Эта страна долгое время оставалась для меня заповедной зоной, почти во всех европейских странах побывал, а вот в самой богатой – нет. Почему-то мне думалось, что там я увижу одних скучных банкиров в смокингах и часовщиков. Однако все оказалось гораздо лучше. Там можно там проводить время и весело и с размахом.

 После перехода швейцарской границы мы осмотрели Рейнский водопад. Достопримечательность очень популярна среди туристов, которых возле водопада бродят целые толпы. Постарались швейцарцы разрекламировать свой природный аттракцион, и теперь каждый приезжающий обязательно сюда приходит. Сюда бы Остапа Бендера, он бы организовал продажу билетов, а пока платить нужно только за парковку. Парковочные автоматы принимают монеты в один франк или в один евро, хотя курс франка ниже.

Водопад – зрелище захватывающее, тем более в апреле, когда он из-за таяния снегов становится наиболее полноводным. Вид падающей и бурлящей воды завораживает, можно долго смотреть не отрываясь. Мне почему-то сразу захотелось увидеть Ниагарский.

 Затем поехали в городок Штейн ам Рейн( Stein am Rhein). Карамельно красиво и по-швейцарски спокойно и размеренно. Замечательный словом, город. Получил глубокое моральное удовлетворение, прогулявшись по его улицам с разрисованными домами. Потом заглянул в древний монастырь, на хозяйственный двор, заставленный деревянными приспособлениями для производства вина. Жаль, музей оружия в мэрии Штейн Ам Рейна был закрыт, посмотрел на древние сабли из-за решетки.

За городом нашли извилистую дорогу, ведущую на гору: в крепость, превращенную в ресторан для VIP-персон. Оттуда открывается удивительный вид на город и реку.

 ЦЮРИХ

Цюрих не оставил никакого впечатления. Деловой, суетливый город. Жаль, на ко-раблик по озеру опоздали. По улицам бродит много приезжих, напряженное движение на улицах. Весь день мы ехали по горам и прибыли туда уже уставшие, так что ходить по магазинам на Привокзальной (Хаупбанххофштрассе) улице уже не было сил. Только под-нялись на исторический холм, на котором римляне основали поселение, ставшее теперь Цюрихом. На холме кроме обычного парка ничего нет, правда оттуда открывается кра-сивый вид на реку и город. А вот водители в Швейцарии не очень вежливые, и особенно в Цюрихе. Гудят на све-тофорах, садятся на хвост, когда едешь по узкому серпантину, агрессивно обгоняют, не включают поворотники. Даже в Москве народ за рулем стал заметно деликатнее. Особен-но за последнее время, когда многие из московской публики съездили в Европу и поду-чились правильным манерам на дорогах.

ПЕРЕВАЛ СЕН ГОТТАРД

        Задавался ли кто-нибудь вопросом: зачем Суворов переходил через Альпы? Особенно, когда рассматривал картину Сурикова. Живописец творчески осмыслил историческое со-бытие и изобразил переход войск Суворова через перевал Сен-Готард согласно своего ви-дения истории ( или согласно официального взгляда?). Яркий образ запал в душу, и по-том уже героический подвиг русских солдат не вызывал сомнения. А вопрос о смысле этого героизма как-то отпал сам собой. Ну что тут рассуждать? Суворов – великий полко-водец, а солдаты его – герои. Историческое место – Чертов мост, на котором русские солдаты сражались с француз-скими - может быть осмотрено за 10-15 минут. Больше в каменном ущелье с пронизы-вающими ветрами делать нечего, разве что при хорошей погоде можно выпить чашечку кофе в придорожном ресторанчике « У черта» (был закрыт, еще не сезон, туристы на ав-тобусах еще не приехали) если не очень беспокоит соседство с шоссейной и железной до-рогой, проходящей по ущелью. Было неуютно стоять на обочине под накрапывающим дождем, вверх поднимались отвесные скалы, внизу пропасть и узкая полоска ледяной во-ды. Место это сейчас уже не выглядит таким диким, как двести с лишним лет назад. Если не знать, то можно легко проскочить мимо по современной автодороге, ведущей в горнолыжный курорт Андерматт. Над мостом проложили еще одну дорогу – железнодо-рожную. Так что мост являвшийся когда-то ключевым, теперь остался культурным арте-фактом. Есть возле Чертового моста памятник, вырубленный в скале крест, написано что-то по-немецки. Разыскивая этот Чертов мост, мы проехали нужный поворот на Андерматт, и нас утя-нуло в 17-ти километровый туннель под перевалом Сан Готтард. Оказались на итальян-ской стороне, там до Лугано рукой подать. ( Интересно посмотреть, в каких условиях трудился наш вождь морового пролетариата над планами революции.) На итальянской стороне шел мелкий дождь. Было уныло, почти как в конце октября в Подмосковье. Мы поехали дальше – на перевал Сен-Готард, который оказался закрыт. Видели табличку «Музей Сен-Готард». А в долине расположился городок Анедерматт. Довольно скучного вида серые строения коробочного вида, за исключением нескольких централь-ных улиц, оставшихся в том виде, когда этот курорт был еще никому неизвестной дерев-ней. Местные дорожные службы перекрыли дорогу легким шлагбаумом из хлипких стро-пил и повесили знак « проезд запрещен». Следуя российскому менталитету, хотелось вы-кинуть эти смешные загородки в пропасть и смело ехать вперед – на перевал. Но мы все-таки удержались от соблазна и повернули обратно на автобан, соединяющий централь-ную немецкую часть Швейцарии с итальянский. Поехали в сен-готардскому туннелю, проложенному под Альпами еще сто лет назад. После того как в этот туннеле несколько лет назад лоб в лоб столкнулись два грузовика и вспыхнувший пожар унес жизни десят-кам людей, движение большегрузного транспорта не наблюдалось. Но все равно машины шли плотным потоком, а с итальянской стороны стояла многокилометровая пробка. Обреченно мы покатились в ее конец. Унылому настоянию еще и способствовал мел-кий дождь. Но как ни удивительно пробка вовсе не была мертвой. Довольно быстро, по московским меркам, мы опять въехали в туннель и благополучно миновали его. В Люцерне, в Музее техники( раздолье для детей, желающих почувствовать себя на-стоящими пилотами, машинистами, капитанами и даже астронавтами, а также и для взрослых, впавших в детство), огромный зал железнодорожного транспорта посвящен в частности строительству железной дороги в этом туннеле. А в Цюрихе перед централь-ным вокзалом установлен памятник создателю этого туннеля – инженеру. Интересно все-таки устроены люди: одни ставят памятники авантюристам и разрушителям, а дру-гие создателям. Наверно потому что " туннели выводят на свет".

ЛЮЦЕРН

Посмотрев по карте Люцерна, я выяснил, что парковка находится поблизости с па-норамой. И еще остается время, чтобы попасть туда. Слышен шум канонады и шум ветра в проводах, цокот копыт, голоса армейский начальников, диктор читает текст. Я побывал почти как в Бородинской панораме, но только в Люцерне. Панорама в Люцерне была открыта в 1881 году. На 112 метровом полотни-ще изображены изнуренные переходом и войной солдаты французской армии генерала Бурбаки, бросающие винтовки к ногам бодрых и свежих разъездов швейцарцев. По усло-виям капитуляции Франции армия генерала Бурбаки перешла на статус интернирован-ной. Эти события относятся к временам франко-прусской войны. 1870-71 г.г. Предыстория этих событий такова. В конце декабря 1870 г. Восточная армия генерала Бурбаки , сосредоточенная в Безансоне, достигла почти 150000 солдат и офицеров. Во время движения французской армии Бурбаки от Безансона к городу Бельфору она на-ткнулась на 14-й германский корпус, бывший под начальством генерала Вердера (около 37,5 тысяч при 120 орудиях). Немецкий генерал расположился перед Бельфором на обо-ронительной позиции. Несмотря на крайнюю несоразмерность сил, немцы выдержали 3-дневные атаки неприятеля. А генерал Бурбаки, отчаявшись в успехе и узнав о приближе-нии подкрепления, отвел свои деморализованные войска, которым ничего не оставалось кроме отступления в пределы Швейцарии.

В Люцерне мы остановились в отеле Schluessel в самом центре города. По удоб-ствам отель не бог весть что, однако расположение, уютный ресторан с отличной кухней, доброжелательные хозяева ( Вы из России!! С большим удивлением и восторгом) и стои-мость проживания (148 CHF ) с лихвой компенсируют это. Вечером долго о бродили по древним центральным улицам от одного кафе с музыкантами к другому. Везде свежайшее пиво и зажигательная музыка. А днем в городе, казалось, проводилась какая-то спартакиада швейцарских профсою-зов под патронажем самого крупного местного банка. По улицам бежали сотни людей разных возрастов с разноцветными номерами на футболках. Полицейские перекрывали движение, работали камеры и репродукторы. Царила приподнятая атмосфера праздника спорта и здоровья. Завидев бегунов, толпа начинала скандировать и хлопать в ладоши. ( Ну, совсем не банковские клерки в строгих смокингах.) Побывали в доме-музее Р. Вагнера. В путеводителе об этом – ни слова. Конечно наш стремительный вояж по Европе не подразумевал погружения в творчество Вагнера ( Вы, кстати, не читали его философские сочинения?) , но все равно визит получился удачный. Своеобразным завершением нашего путешествия стало восхождение посредством канатной дороги за 90 Евро на гору Пилатус. Называется так, потому что в одном из озер расположенных на горе покоится душа Понтия Пилата – известного по библейским рас-сказам римского прокуратора Иудеи. Мне, правда, озеро увидеть не удалось, больше лю-бовался потрясающим видом на Люцерн, озера и снежные пики Альп.

КЮР

По автобану за два с небольшим часа доехали до города Кюр ( Chur). ) побывав по пути в замечательном соборе бенедиктинского монастыря в городе Einsiedeln. По размаху и величию могу сравнить разве что с Кльнским собором, хотя построен в 16 – 17 веках в стиле барокко. Находится неподалеку от Цюрихского озера. Когда уже полностью стемнело и любоваться окрестностями стало невозможно. Мы решили перекусить на бензоколонке. Наверняка можно будет разжиться горячими сосис-ками и чашкой кофе, однако на заправке нам предстало такое обилие блюд угощений в ресторане самообслуживания, что запестрело в глазах. Повара стояли возле плит, готовы были поджарить, пропарить, подогреть, обжарить сервировать все, что ты пожелаешь. Это просто какой-то пир во время чумы – подумал я. Перед таким съестным изобилием на швейцарской заправке меркли буфеты московских центральных ресторанов и казино. В Кюре нас ждал забронированный IBIS поэтому и не торопились. Порадовало, что парковка в этом отеле была бесплатной. Утром мы осмотрели очень-очень древний город Кюр. В путеводителе написано, что ему более 5000 лет. Получается, что не было еще ни Египта с пирамидами, ни Вавилон-ского царства, а Кюр уже был. В подробности вдаваться не стал, понадеялся увидеть что-нибудь из столь древнего своими глазами. Шел мелкий дождь, горы вокруг были в тума-не. Не располагало к прогулкам, поэтому осмотрели лишь Кафедральный собор. Впечат-ляющее мрачное творение. Дух средних веков в убранстве, кажется, там ничего не меня-лось 400 лет. После этого отправились в город симпозиумов международных глобалистов – Давос.

ДАВОС

Дорога петляла по живописному ущелью. По ней сновали самосвалы – в Давос строят скоростную магистраль. Город нас не порадовал и не разочаровал, он был похож на пионерлагерь для детей богатых чиновников после окончания последней смены. Все разъеха-лись. Магазины закрыты, Отели пусты. Подъемники не работают. На вокзале ни души. Даже парковка – аэродромное поле – изумительно пуста и совершенно бесплатна, точнее, совершенно пуста и изумительно бесплатна. Город-курорт расположен высоко над уровнем моря, поэтому воздух там разрежен, но дышится легко, а солнце палит нещадно, это чувствуется даже сквозь тучи. После Давоса проехали по 19 километровому туннелю под Альпами на железнодорож-ной платформе. Мы оказались в долине, в которой начинает свое течение река Инн. ( Инсбрук, Понгау, Блаунау). Суровая альпийская красота. Кажется, попал прямо в Сибирь или на Урал. Только вот дорога отличная и возвращает к реальности – находишься в Швейцарии. Проехали по дороге № 27 вдоль реки Инн километров 50 и вскоре пересекли Австрийскую границу.

ШВЕЙЦАРИЯ.

Хотя и говорят, что по Европе нужно путешествовать неторопливо и размеренно. С частыми остановками и экскурсиями по старинным город-кам, монастырям и замкам. Но наша поездка мало соответствовала таким принципам. Мы проехали Германию с севера на юг и Австрию с запада на восток. Хотелось побывать и в Дании и в Швейцарии. А что делать, если прорыв в Европу удается осуществить раз или два раза в год? Как всегда после поездки столько впечатлений, столько хочется рас-сказать, а слов не хватает, чтобы все описать. И еще как всегда после воз-вращения из Европы глубокое разочарование от российской реальности. В целом можно заключить, что страна Россия пока еще довольно азиатская. Хотя и стараются нынешние правители ее приукрасить и выдать за циви-лизованную. По этому поводу часто вспоминаю Петра, с которого и началась евро-пеизация Руси. Стоило ли ему наводить новые порядки в своей империи? Быть может лучше бы остался в государстве прежний уклад жизни? А мо-жет быть Петр так разозлился на отсталость и кондовость своих бояр и дворян, на весь народ, что так вот и решил всех проучить – заставил боро-ды брить и по европейски одеваться, кофе пить и грамоте учиться? Постоянно слышишь сравнения нашей жизни с европейской. Но когда увидишь действительно европейскую жизнь, то становится понятно, что сравнения довольно условные. В Люцерне побывал в музее Р. Вагнера. В путеводителе о нем – ни слова. Конечно наш стремительный вояж по Европе не подразумевал по-гружения в творчество Вагнера ( Вы, кстати, не читали его философские сочинения?), но все равно визит получился удачный. Оттуда сразу поехали на гору Пилатус. Так и не заметил озера, в котором погребена душа Понтия Пилата. Но все равно восхождение на гору стало венцом нашей поездки. Как в прошлый раз был Монблан. Штейн ам Рейн ( Stein am Rhein) – замечательный город. Получил глубокое моральное удовлетворение прогулявшись по его улицам, заглянув в монастырь, на хозяйственный двор, заставленный деревянными приспо-соблениями для производства вина, и потом поднялся в крепость на горе. Оттуда открывается удивительный вид на город. Жаль, музей оружия в мэ-рии был закрыт, посмотрел на древние сабли из-за решетки. Историческое место – Чертов мост, на котором русские солдаты сража-лись с французскими - может быть осмотрено за 10-15 минут. Больше в каменном ущелье с пронизывающими ветрами делать нечего, разве что при хорошей погоде можно выпить чашечку кофе в придорожном ресто-ранчике ( был закрыт) если не очень беспокоит соседство с шоссейной и железной дорогой, проходящей по ущелью. Разыскивая этот Чертов мост, мы проехали нужный поворот на Ан-дерматт, и нас утянуло в 17-ти километровый туннель под перевалом Сан Готтард. Оказались на итальянской стороне, там до Лугано рукой подать. ( Мечтаю там побывать, хочу посмотреть, в каких условиях вождь морово-го пролетариата усердно трудился над планами революции.) Там шел дождь. Было уныло. Возле Чертового моста установлен памятник, в виде вырубленного в скале креста, написано что-то по-немецки. Потом поехали в город Кюр ( Cher) побывав по пути в замечательном соборе бендиктинского монастыря в городе Einsiedeln. По размаху и величию могу сравнить разве что с Кёльнским собором, хотя построен в 16 – 17 веках в стиле барокко. Находится неподалеку от Цюрихского озера. Заехали в Давос. Больно уж хотелось взглянуть, где проходят экономические формы глобалистов. Сезон закончен. Отели пусты, магазины закрыты, на улицах ни души. Тос-ка. В общем-то на этом первый поход по швейцарской земле был закончен, за исключени-ем Цюриха ( суетливый, шумный город, на кораблик опоздали) и рейнского водопада ( сразу захотелось поехать на Ниагарский). Теперь постараюсь побывать и в остальных го-родах. Швейцария долгое время оставалась для меня заповедной зоной, почти во всех ев-ропейских странах побывал, а вот в самой богатой – нет. Почему-то мне думалось, что там я увижу одних скучных банкиров в смокингах и часовщиков с лупами на лбу. Однако все оказалось гораздо лучше. Можно там проводить время и весело и с размахом. В Люцерне долго бродили по вечерним улицам от одного кафе с музыкантами к дру-гому. Одни играли рок-н-ролл, другие стремительный джаз в стиле «фанк». Вокруг сред-невековые здания, древние крепостные башни и соборы, каменные мостовые. И много со-временных магазинов с яркими витринами. Кондитерские, часовые, одежды. Кажется прямо предрождественское изобилие. А покупатели? Они на открытых площадках пьют свежайшее пиво и танцуют под зажигательную музыку. А вот водители в Швейцарии не очень вежливые. Гудят на светофорах, садятся на хвост, когда едешь по узкому серпантину, агрессивно обгоняют, не включают поворотни-ки. Даже у нас в Москве народ за рулем стал заметно деликатнее. Особенно за последнее время, когда съездили в Европу и подучились правильным манерам поведения на дороге. И еще раз убедился, что самые лучшие дороги в мире - в Германии. Периодически читаю о предложениях об ограничении скорости на автобанах в Герма-нии. Здравой логикой их объяснить невозможно, поскольку дороги именно созданы для скоростной езды, для такой езду выпускаются и автомобили. Такие проекты видимо пытается протолкнуть лобби иностранных автокомпаний, чтобы немцы покупали их мало-мощные и тихоходные автомибильчки. Ехать по автобану было просто одно удовольствие. Тем более, что в самом середине пути на практически опустел. Вокруг появились невысокие горы, за них уходило солнце.

  Долина в верхнем течении реки Инн. Граница между Италией и Швейцарией.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЧЕХИЮ

«Нет нам здесь жить нельзя, нам нужно обратно – туда. Там наша Родина» - сказал один из глистов и пополз обратно в задницу. ( из анекдота) Сразу после пересечения границы между Чехией и Австрией, в городке Фрайштад (Freistadt) – Свободный город – из бензоколонок, маленьких гостиниц для дальнобойщи-ков, стоянок для фур, разных автосервисов, ресторанчиков – такой полностью транзит-ный, покрытый дорожной пылью приграничный городок. Пересекли границу между Ав-стрией и Чехией на обочинах шоссе сразу появились придорожные проститутки (одна даже была беременна). Перед населенными пунктами встречные водители мигали фарами, предупреждая о полицейских засадах. На окружной дороге в Праге попали в тягучую пробку из большегрузных фур. Запестрели румынские, польские, словацкие, латышские номера. Клубы едкого дыма вырывались из выхлопных труб. Сразу заболела голова. Гру-стно было соприкасаться с этой реальностью, уже так похожей на российскую, такую бо-гатую всякой грязью в результате «социалистического процветания». Дороги в Чехии, конечно, не сравнить ни с российскими, ни с европейскими. На обратном пути нам пришлось немного поволноваться, поскольку расстояние в 260 км от Линца до аэропорта Letiste Praha предполагали преодолеть за два с половиной часа, при-выкли уже на европейских дорогах так передвигаться. Однако в Чехии на узких шоссе грузовики порой тащились со скоростью 70 км в час, а знаки и разметка запрещали со-вершить обгон. Довольно знакомая для российских дорог картина. Однако не все так печально. Миновав Чешске Будовице ( Ceske Budejovice), двухпо-лоска неожиданно превратилась в современный автобан, который, правда, через несколь-ко километров закончился. Такие превращения я замечал в Чехии повсеместно. Часто по сторонам дорог были видны признаки активного дорожного строительства – грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, асфальтоукладчики, горы гравия и песка, бетонные плиты эста-кад и фермы мостов. Со времени «бархатной революции» в 1989 году прошло только 20 лет, за это время никак не наверстаешь упущенное за предыдущие 45 лет социалистиче-ского разрушения. А в приграничных с Германией городках можно заметить полуразрушенные, брошен-ные дома, которые после выселения из этих мест в 45-48 годах трех с половиной миллио-нов судетских немцев так и не обрели новых хозяев. И вот наконец грустные мгновения прощания с нашим автомобилем, регистрация би-летов, сдача багажа, паспортный контроль и все, все путешествие закончено – мы возвра-щаемся обратно, туда – там наша Родина. Чехи хорошо говорят по-русски. Практически с каждым работником аэропорта можно было пообщаться на родном языке. Цены в дьюти-фри на парфюмерию, косметику и алкоголь по российским меркам заоблачные. А в баре мне налили кружечку наисвежай-шего ароматного Плезеньского. Ноги стали тяжелыми, а голова просветлела. Стало легко и радостно. Ощущение эйфории прошло уже в самолете, и хотя я набрал собой несколько банок, пить их уже не хотелось.