Одной летней поездки в Великобританию нам показалось мало, поэто-му мы решили отправиться на Туманный Альбион еще раз - осенью, вос-пользовавшись для этого полугодовой визой. ( Трудно позабыть многоча-совую очередь перед Британским визовым центром и легкую нервозность – а вдруг визу не дадут?) Конечно, Лондон не Хельсинки и не Осло, чтобы сказать про него: я там был и больше не поеду. Лондон не исключает воз-вращение, там кипит жизнь, там появляется что-то новое, что будет непре-менно интересно узнать и увидеть. Так что мы еще вернемся в этот город, даже не смотря на то, что останавливаться нем дорого, а на улицах толпы цветных приезжих и шумных туристов, но пусть это будет в будущем, К сожалению, из трех дней проведенных в Лондоне только один ока-зался удачным на все 100% . Мы успели побывать в трех достопримеча-тельностях – музее восковых фигур мадам Тюссо, ( сфотографировались с Путиным, Медведева пока нет) Вестминстерском аббатстве и Националь-ной художественной галерее. С третьей попытки мы, наконец, попали в Вестминстерское аббатст-во. ( Первый раз были в цейтноте, второй - пришли в воскресенье, когда собор для туристов закрыт). Собор одновременно является главным хра-мом британцев, в нем происходят самые важные в истории страны собы-тия, такие как коронация и отпевание монархов. Побродили с аудиогидом между саркофагов и надгробий. В самой старой части аббатства находится могила 26 монахов, умерших в 1382 году от бубонной чумы. Почему монахов было именно 26 остается неизвестным, зато теперь понятно, почему в Баку расстреляли 26 комисса-ров. Это было сделано именно в знак почтения и уважения тех божьих праведников из Вестминстерского аббатства, что умерли от беспощадной болезни. И если историю с комиссарами можно отнести к советской идео-логической мифологии, то название улицы в Москве названной в память о них, можно считать улицей 26 Вестминстерских монахов. Заканчивается экскурсия по аббатству скромной могилой неизвестного британского солдата. Вечный огонь на ней не горит, только простая плита из гранита обрамлена красными гвоздиками и текст. И никаких почетных караулов, пафосных венков, и визитов молодожен. Захоронение было произведено 11 ноября 1920 году, ровно через год после окончания Пер-вой мировой войны. В основу был положен грунт из могилы неизвестного солдата в Париже. Утром, на следующий день отправились с вокзала Виктория в Кен-терберийское аббатство – своеобразную Троице-Сергиевскую лавру Анг-лии. Тамаре очень хотелось прокатиться на английском поезде, убедиться насколько их поезда отличаются от российских электричек. Выяснилось, что самое существенное отличие – стоимость проезда, второе комфорт, плавный и почти бесшумный ход вагона, отсутствие безумных толп с уз-лами и баулами, работников художественной самодеятельности с гитара-ми и гармошками, а также продавцов всякой ерунды: от мороженого до порножурналов. В поезде ехали, наверно, часа полтора. Всю дорогу из окна можно было наблюдать за весьма однообразным пейзажем. Мы сидели практиче-ски в пустом вагоне, лишь иногда входили новые пассажиры. Так на предпоследней остановке войди две девушки лет 14-16 с довольно вызы-вающим макияжем, прическами и нарядами, и еще пирсингом в ушах, гу-бах, носу,– можно было бы подумать, что это панки, но это далеко не пан-ки - это просто юные девчонки из предместий, стремящиеся быть экстра-вагантными, как впрочем, многое и их возрасте. В Кентербери сначала пошли в монастырь августинцев. Точнее это были руины монастыря, который прекратил свое существование после реформы церкви проведенной королем Генри VIII в 16 веке. Судя по фун-даментам и остаткам храмовых стен аббатство было весьма впечатляющим. Сейчас же смотреть на рассыпающиеся камни было скучно. И мы поскорее закончили с монастырем, чтобы направиться в Кентерберийский собор. По пути Тамара опять вспомнила о современном электронном уст-ройстве Айпаде (iPade) переносном компьютере, очень модном и попу-лярном среди молодежи всех возрастов. И мы зашли в магазин электрони-ки и начали интересоваться компьютерами, однако `iPada там не оказа-лось. Перед храмом современная скульптура архиепископа Томаса Бекке-та, убитого рыцарями Генриха II. Они набросились на него в храме, когда священник готовился к службе. Удар мечом был настолько сильным, что меч переломился. Сейчас там установлена скульптура в виде сломавшегося меча. Беккет был похоронен в храме, его мощи обладают чудодействен-ной силой. К ним потянулись паломники. Вскоре мученик был объявлен святым. Место, где и был убит монах, со средневековых времен является местом паломничества пилигримов. Что же стало причиной убийства монаха? Томас Беккет был назна-чен Генрихом II архиепископом Кентерберийским, однако после этого из-менил свои взгляды на некоторые предметы политической и обществен-ной жизни, чем вызывал негодование и гнев короля. И в результате был убит. Когда мы вошли в собор, увидели трибуну, повернутую лицом к входу, а задней частью к алтарю. На ней шла подготовка к выступлению. Трибуна постепенно заполнялась, в храм входили люди и располагались на ней. Это были участники большого певческого хора, перед ними сим-фонический оркестр. Когда я осматривал собор, началась репетиция. Ор-кестр и хор исполнили «Реквием» Моцарта, впечатление от музыки и пе-ния под сводами древнего собора было очень сильным. Потом мы успели побывать в археологическом римском музее. Во время раскопок под центральной частью были найдены остатки римских строений. В античные времена здесь уже существовал большой город. В музее на основе древних фундаментов воссозданы римские бани. Пол и стены с подогревом через специальные дымоходы и воздуховоды в них должен был поступать теплый воздух от печи расположенной рядом с ба-ней. В Кентербери две железнодорожные станции , два вокзала – Восточ-ный и Западный. С каждого можно уехать в Лондон, но разными маршру-тами. Мы возвращались по одной из центральных улиц с множеством ка-фе и магазинов. Как уж так получается, что каждая прогулка по Кентер-бери, если начинается на Восточном вокзале, то заканчивается - на Запад-ном. Или наоборот. И вот мы уже вновь в поезде, прошли контролеры, обратная дорога оказалась длиннее, за окнами было уже темно, возвращались или наоборот куда-то на дискотеку ехали подростки, а Тамара опять достала телефон и почти все время играла в тетрис. Уже начале девятого и мы прибыли на другой лондонский вокзал. После поездки в Кентербери уже было поздно идти в “Hard Rock Café”, хотя это была последняя суббота октября – известный праздник Хэллоуин. Я надеялся, что удастся увидеть, как проходит карнавал в Анг-лии, когда участники наденут маски и зажгут свечки в тыквах. Даже в су-пермаркете Sainbury’s предлагался широкий ассортимент этих овощей. А на улицах встречались загримированные, и было много веселых, смею-щихся детей с игрушками, возвращающихся с вечеринок. После поездки в Кентербери Тамара заболела, и на воскресенье все планы пришлось отменить. Я вышел из отеля и расположился с ноутбуком в открытом кафе, где можно было свободно курить и делать записи. Потом съездил на Пиккадильи в “Hard Rock Café”, , чтобы закрыть это эпохаль-ное место. Там бывали участники Битлз, Роллинг Стоунз. Когда Пит Тау-шенд узнал, что гитара Эрика Клэптона находится на стене кафе, он предложил повестить там и свою гитару. С этого в 1971 году началась коллекция предметов принадлежащих всемирным рок звездам. И стали открываться заведения под брендом «Хард-рок кафе» по всему миру. Рядом со стойкой бара прислонена крышка гроба Джимми Хендрикса. Веселые посетители заведения попивали пиво и закусывали стеками с кар-тошкой “franch fras” Вечером в воскресенье мы прошлись до Кенсингстнского парка, до мемориала принцу Альберту, установленному напротив ‘Royal Albert Hall” . Поскольку было уже темно, позолоченная скульптура так сверкала в огне прожекторов, что на нее было больно смотреть. Мы медленно возвращались по вечернему Лондону в свой отель. Я на-деялся, что Тамаре станет легче, однако, к сожалению, этого не происходи-ло. Она шла очень медленно, и все время жаловалась на упадок сил. Как жаль, что время в Лондоне, мы не смогли использовать максимально. На следующий день мы поднялись на собор Св. Павла и побывали в музее Тауэрского моста – первого в мире разводного моста, в механизмах которо-го была использована гидравлика. Англичане преподносят его конструк-цию как шедевр инженерной мысли. В заключение отметили в одном из старинных пабов день рождения Тамары. 2 ноября, вторник. Кембридж. ( CAMBRIDGE) Наконец с Лондоном было покончено. Мы поймали такси и поехали на вокзал Виктория. Прощай тесный номер в гостинице Quality Crown Kensington за 126 фунтов, надеюсь, что мы больше туда никогда не вернем-ся. Выходит, чтобы получить комфортабельный номер с определенной уверенностью, что и все удобства будут предоставлены в полном объеме, и все будет вполне удовлетворительно, нужно закладываться на 300 долларов или постараться найти гостиницу подальше от центра. На вокзале столкнулись с непредвиденной проблемой: как бесплат-но выехать из города. Дело в том, что Виктория находится в платной зоне ( стоимость въезда 9.в фунтов) но как объяснил мне работник прокатной конторы, оказалось, что он грузин и свободного говорит по-русски, можно проехать бесплатно, если не сворачивать на улицы отмеченные знаком «С» в желтом кружочке. Он даже начертил мне съему проезда на листке, по ко-торой я с неимоверным напряжением и следовал. Платная зона Лондона как выяснилось довольно большая, включает в себя практически всю центральную часть от Паддингтона до набереж-ных Темзы, от Южного Кенсингтона до Тауэрского моста (Tower Bridge) включая Сити. Для Москвы это будет соответствовать примерно террито-рии внутри Третьего транспортного кольца. Так что если московский мэр решится на организацию платного проезда это кардинально изменить си-туацию в городе, главное, чтобы это было сделано для всех машин, кроме такси и машин владельцев, живущих в центре. Приветливый грузин спрашивал нас «Ну как там, в России сейчас?» Он работает в Лондоне уже восемь лет. «Да все по-прежнему – ответили мы – цены ломовые, даже на 76 бензин. У вас здесь в вашей хваленой Англии нигде не зальешь. Помните такой? – А как же – ответил грузин и рассмеял-ся. Он пожелал нам счастливого путешествия, а мы пригласили его в Мо-скву открывать ресторан, поскольку грузинская кухня одна из самых луч-ших. Путешествующему по Великобритании российскому автолюбителю непривычно - не увидит он на дорогах Великобритании дорожных полицейских. Нет традиционных в России постов на выезде из города ( Почему пост ГАИ должен находиться на выезде из города, а не в центре. Это никем и никогда не было регламентировано.) Нет полицейских на оживленных перекрестках, на трассах и возле светофоров, - их нет не дорогах вообще. Почти месяц мы колесили по Англии и только два или три раза видели проехавшую мимо полицейскую машину. Оказывается, что водители легко и вполне самостоятельно могут справиться с маневрами, не нарушать правил и не создавать пробок. И не совершать аварий. Контроль за соблюдением скоростного режима и проездом на зеленый свет выполняют камеры. Более того, обслуживание и установка камер слежения передана частной фирме. Этих камер оказывается вполне достаточно чтобы контролировать движение и сохранять его правильность . Вполне достаточно чтобы не было частых нарушений правил движения. Наконец приехали в Кембридж. Чем он отличается от Оксфорда? Тем, что Кембридж – это город в университете, а Оксфорд – университет в городе. Сразу чувствуется, что оказались среди совсем другой публики – студенты, задорная молодежь, кто-то сосредоточен и деловит, кто-то беззаботен, пе-редвигаются на велосипедах. По правилам или так модно, надевают пла-стиковые шлемы, как у настоящих велогонщиков, своих железных коней цепляют замочками к металлическим изгородям, где это разрешено. На многих фасадах домов висят объявления «велосипед на парковать». Молодые люди разъезжают на велосипедах, кто с теннисными ракет-ками, кто с ноутбуком, кто с бутылками шампанского. Люди не озабоче-ны тем, как побольше заработать. Вместо офисов спешат в библиотеки. О чем они думают? Или о своем научном проекте, или о предстоящих сорев-нованиях по гребле, или, быть может, о вечеринке в пятницу… Ну уж точ-но не о спекуляциях на бирже, деньгах и наживе. Может, я заблуждаюсь, но университетский город оставил такое впечатление. И поэтому мне захо-телось там остаться, разделить такой стиль жизни. Жаль, что уже годы не те, и бизнес на карьеру исследователя не поменяешь. Утром, когда я вышел на прогулку перед завтраком, было ощуще-ние, что сегодня 1 сентября, когда все школьники и студенты разом по-шли учиться. Из всех кембриджиских подворотен выходили мальчики и девочки с школьными сумками, ехали на велосипедах, ждали на остановке автобусов. Со стороны вокзала двигалась целая демонстрация учащихся. Я закурил и подумал, что сейчас ко мне подъедет общественная инспекция и оштрафует за курение в детском учебном городе. Пока еще не сгустились сумерки, мы спешили добраться от своего отеля “The Earl Derby”(75.00, 119.06) я выяснил дорогу в информационном центре. Во время первой прогулки побывали в King’s College где в часовне присутствовали на вечерней службе., потом поужинали в итальянском рес-торане. На следующий день побывали на территории в колледжа Magda-lene, что находится в самом конце города, а потом в самом известном - Trinity, ( 36 нобелевских лауреатов). Сфотографировалиcь напротив моста “Bridge Sighe” – копия моста в Венеции. Вокруг живописный парк. Поздняя осень, желтые листья, сухая трава, георгины. Встретили соотечественников, выпили с ними кофе и послушали рассказ о поездке в Тюмень, где на улицах полно зеков, который легко можно отличить от остальных граждан по особой старомодной одежде. Наши случайные собеседники Олег и Аля приехали из Питера, и мы об-судили возможность перевода туда столицы, и критиковали Москву за уродливую архитектуру. Потом восхищались красотой и академичностью Кембриджа, особенно осенью, когда спадает поток туристов и становится гораздо свободнее для прогулок. В заключение побывали в изумительном богатом экспонатами музее “Fitzwillam”, созданным на основе коллекций переданных городу работ-никами университета. Стоимость обучения в Кембрижде составляет не менее 20 тысяч фунтов в когда, а судя по экстерьеру колледжей, порядку и чистоте, намного вы-ше. Хотя все колледжи независимы, нет общего руководства, в каком бы колледже не учился студент, по окончании он получает диплом Кем-бриджского университета. Во второй половине дня выехали в город Или (Ely). Вместо прямой дороги А10 оказались на дороге А 14, но разворачиваться не стали, а свер-нули на А 142, сделав таким образом крюк. Учитывая время, которое нам потребовалось бы, чтобы найти на расе разворот, вернуться и выехать на А10, быстрее оказалось проехать по дуге, тем более, что дорога было почти свободной. В Или пошел мелкий дождь. В тумане и сумерках, размывал контуры взметнувшегося башен собора. На улицах не было ни души. Подъехав почти вплотную к собору, мы даже не стали оплачивать парковку. Риск, конечно, что нас оштрафуют, был, если наша машина простоит более разрешенного бесплатного получаса, но на улице было так уныло, плохой хозяин собаку не выгонит, что мы решили все-таки сэкономить 1 фунт. В дальнейшем мы так больше никогда не делали, поскольку штраф превышает в несколько десятков раз цену паковочного билета. Мы вошли в собор перед самым закрытием, зал уже опустел, и в тишине раздавались звуки шагов. Это один из самых больших в Англии соборов. Он потрясает своими размерами. Можно было стоить стоять це-лый час и рассматривать интерьеры и расписной потолок, жаль, что мы приехали так поздно. И поэтому, посещение дома-музея Оливера Кромвеля пришлось отложить до лучших времен. Музей здесь открыт потому, что прежде чем стать парламентарием, Кромвель служил в Или сборщиком налогов. И запомнился своей принципиальностью. Меня удивляло: почему в Англии столько древних руин? Именно разрушенных или сильно разрушенных построек, которые не стремятся восстанавливать. Почему голые камни аббатств, церквей, замков? Многие разрушения англичане списывают на период реформации, когда Генри VIII закрыл монастыри и реквизировал их имущество. А потом через 100 лет началась гражданская война. И уже в ходе нее революционные солда-ты О.Кромвеля разрушали крепости, замки и соборы, если они представ-ляли интерес для армии короля. После отправились ночевать в Линкольн. Путь до Линкольна – ста-ла самый трудным отрезком нашего путешествия, поскольку ехать при-шлось ночью по второстепенным дорогам, которые вовсе не предназначе-ны для скоростной езды. Они довольно узкие и на них часто встречаются населенные пункты, в которых скорость ограничена. Англия уже спаса. Даже не светились вывески магазинов. Ехать было скучно и поэтому изну-рительно. Добрались в «Ибис» только в половине десятого вечера 4 ноября четверг. Линкольн. Утреннюю прогулку пришлось сократить до 10 минут. Поскольку наш отель “Ibis Lincoln” (GBP 45.00 USD 73.00) находился в пригороде, где собст-венно гулять негде да и неинтересно, тем более предстояло познакомиться с Линкольном и потом засветло прибыть в Йорк. Прежде всего мы направились в кафедральный собор Линкольна. Не-ожиданно, лишь только вошли, женщина возле стойки с информацион-ными проспектами предложила нам присоединиться к экскурсии на кры-шу. Такая экскурсия проводится только три раза в неделю, и нам удиви-тельно повезло. По узким коридорам, винтовым лестницам, комнатам и комнаткам, различным внутренним помещениям мы пошли за местным гидом. Часто останавливаясь и слушая его рассказ. Он говорил о строительстве собора, которое началось в 1078 году, затем устройства колокольни, перекрытий, лестниц, полов, системы отопления. В заключение нам предстала уникаль-ная панорама Линкольна с самой высокой его точки. Экскурсию проводил наверно профессор истории архитектуры на общественных началах, мужчина средних лет, обладавший приятным го-лосом. Он говорил увлеченно и порой немного экспрессивно, что не свой-ственно профессиональным гидам, отчего его рассказ становился еще убедительнее и интереснее. Впрочем участники нашей небольшой много-национальной группы слушали его невнимательно, постоянно отвлека-лись на фотографирование, а на крыше и вообще забыли про гида, увлек-шись рассматриванием окрестностей. После экскурсии продолжили осмотр собора самостоятельно. Я замелил нашего гида, идущего к выходу и подарил ему несколько открыток с вида-ми Московского Кремля. Может потом, когда-то вспомнит о далеких тури-стах из снежной России. Размеры храма впечатляют. На чердаке наш гид показал макет со-бора в том виде, в каком он должен был бы предстать жителям города по-сле окончания стройки. А именно башни украшали остроконечные взмет-нувшиеся ввысь шпили. В южном нефе установлена современная скульптура, видимо цер-ковь относится с терпимостью к выставлению в соборе произведений ис-кусства совсем разных стилей. Вспомнилась инсталляция Йоко Оно ( же-на Дж. Леннона) в соборе Св. Павла в Лондоне. Пучок тонких нитей рас-ходящихся из одной точки на уровне пола и терявшихся где-то под купо-лом. Одна из скульптурных композиций на библейскую тему, где «Мария Магдалина приветствует Христа в день его вознесения». Довольно ориги-нальное толкование образов, поскольку фигуры смахивают на доходяг. Впрочем, это не имеет значения. Поскольку видно желание скульптора подчеркнуть духовность Христа и Марии, их возвышенность и отрешен-ность от мирского. После собора прошли в замок, он находится прямо напротив. И там армия О. Кромвели произвела некоторые разрушения. С разработкой но-вых видов оружия замок перестал представлять интерес как фортифика-ционное сооружение, и был заброшен. Пока в позапрошлом веке на его территории не организовали тюрьму. Этому заведению и посвящено большинство экспонатов, таких как камеры, решетки, уголовная атрибу-тика, предметы охраны – словом, все пронизано пафосом пеницитарной системы. В заключение осмотрели римскую арку, которой судя по представ-ленной информации более 1700 лет. Рядом на фотографии грузовик, вре-завшийся в эту арку в 1964 году, и заплативший потом 1569 фунтов за раз-рушения. И хотя арка, точнее сказать обычные каменные ворота, не отли-чается художественными изысками, а довольно примитивна, но все рано стоит лишь представить, что здесь ходили древние римляне, сразу чувст-вуешь свою причастность к античности. В соборе, в зале для собраний каноников выставлена одна из копий « Великой Хартии вольностей» подписанной в 1215 году. Это уже вторая Хартия, которую мне довелось увидеть, путешествуя по Англии. Первая находится в Солсбери и выставлена в витрине, где категорически запре-щено фотографировать. Однако копия в Линкольне абсолютно доступна для фотографов даже со вспышками. Рассматривая бумагу и чернила, я заключил, что прошедшие 800 лет бумага (нисколько не истлела) не под-верглась никакой коррозии, а чернила совершенно не выцвели. Документ представал зрителям практически в идеальном виде – как новый. Рядом с витриной линкольнский Хартии развернута выставка из ко-торой можно узнать о путешествиях Хартии по всему миру. В частности, как свидетельствует объяснение, неоднократно вывозили по разным горо-дам Соединенных Штатов . На одной из фоток его рассматривает сам Оба-ма. Предполагаю, что увиденные хартии являются искусно изготовленны-ми современными копиями. Хотя столь глубокая древность документа тоже вызывает сомнения. Время было уже 14-29, заканчивалась оплата парковки, и мы отпра-вились в древний Йорк. По Англии мы путешествовали на голубом Форде «Фокусе» с авто-матической коробкой передач. Наверно поэтому машина казалась мне ту-поватой и неэкономичной – расходовала почти 10 литров бензина на 100 км. Сразу после Линкольна по сторонам дороги появились сооружения явно оборонительного характера, видимо здесь квартируется военная часть. На обочине мелькнул наиглупейший знак « Низко летящие самоле-ты» и сразу раздался оглушительный грохот реактивных двигателей. Над нами плавно прошла четверка современных истребителей-перехватчиков. По карте было видно, аэродром находится неподалеку. Неожиданно на дороге А15 появился рыжий парень в ярко-желтом жилете, который заявил, что проезд закрыт.. И нам пришлось пробираться по шоссейкам в объезд. Посмотрели на провинциальную Англию из окна автомобиля. Проехали через огромный Хамберский мост в устье реки Узе возле портового города Гуль. (Goole ) Остановились на заправке и перекусили в уютном кафе за 13 фун-тов, весьма недорого и вкусно. Запомнилось тем, что распорядитель никак не мог мне объяснить, вернее я никак не мог понять, что прежде чем са-диться за стол, нужно подойти к повару и сказать что отрезать: кусок мяса, индейки или ветчины. Потом выехали на дорогу А1079 и ехали до Йорка весь вечер. Там у нас был забронирован отель «Ибис» в центре города. Вечером прогулялись по Йорку. Ресторанчики и пабы полны весе-лящейся публикой. Все чаще и чаще видим в этой поездке приглашения о встрече нового года. В некоторых магазинах Йорка уже выставлены Деды Морозы, развешаны шарики и другие рождественские игрушки. Пошел мелкий дождь. Нам хотелось просто перекусить, зайти в какую-нибудь демократичную пиццерию или закусочную быстрого питания. Не попа-далось ничего подходящего. А дождь усилился. Наконец рядом с отелем мы увидели ресторанчик « у Троцкого» и там поужинали курятиной с чипсами. 5 ноября пятница. Йорк. На следующий день пошли осматривать город. Начать решили с са-мого древнего сооружения – башни Клиффорда. Она построена в 13 веке. По пути к центру старого города, где находится башня, нам пред-стояло перейти мост через реку Уз, и войдя на него мы с удивлением заме-тили, что река сильно разлилась. Казалось, что наступила весна, и началось половодье. Фундаменты прибрежных домов были затоплены, открытые кафе на набережной тоже были под водой. Башня Клиффорда (вход 1.6 фунта) это часть древних укреплений, сейчас стены уже разобраны, а валы срыты. Поднявшись на неё по крутым каменным ступеням, мы увидели панораму старого города. Потом побывали в музее Йоркского замка, музее викингов Jorvik - cen-ter, и кафедральном соборе . York Minisyer. Еще одна древняя достоприме-чательность - Merkanter Advencher Hall - . До башни к Кафедральному собору нужно было идти через ценрт горо-да, который практически полностью занят разными магазинами. Не обош-лось без шопинга. Собор потрясает своим величием. Грандиозное строение впечатляет и заставляет задуматься. Это самый большой готический собор в Северной Европе. Он находился в центре религиозной и политической жизни со времен римлян с I века. Длина здания составляет 158 метров, ширина 75. Из-за того, что первоначальный фундамент не был рассчитан на такую на-грузку, его приходилось неоднократно ремонтировать. Сейчас здесь находится резиденция архиепископа Йоркского. Поя-вилась она уже в 314 году, когда на месте собора находились военные лаге-ря римлян. Удивляет как соседствовала христианская церковь с языческой религией римлян. Впрочем строительство собора началось в 1220 году, ко-гда легионы уже давно покинули страну, и продолжалось почти три века. Епископ Йоркского собора считается вторым по значимости в англикан-ской церкви после Кентерберийского. О богатстве убранства англиканских церквей говорить здесь как-то не принято. Пока я осматривал внутренние помещении, заиграл орган, что поразило меня до глубины души, поскольку акустика, и богатство зву-чания ( хотя скромно в сравнении звучал) На эту музыку нужно настраи-ваться ее чувствуешь не только душой но и всем телом. Перед собором стоит римская колонна, которая была найдена во время ремонта южного трансепта собора в 1969 году. И потом установленная пе-ред собором в 1900 летнюю годовщину со дня основания города. Йорк. По мнению местных историков и властей город был заложен римлянами в 71 году, и называли его тогда Эборакум, он считался столицей северных рим-ских провинций. Здесь умер император Констанцой Хлор, и его сын, Кон-стантин Великий, был провозглашен новым римским императором. Уже сгустились сумерки, когда я вышел из собора и увидел почти перед самым входом в него величественный памятник императору Константину. Он си-дит в кресле, левой рукой опираясь на меч, а правая откинута на спинку кресла. Современное название город получил от датчан, пришедших сюда после ухода римлян, избравших его столицей датского королевства Йорк. На колонне прикреплена табличка с надписью, что она являлась ча-стью оформления штаб-квартиры шестого римского легиона расквартиро-ванного в этих местах. Увиденные памятники римской эпохи невольно приводят к мысли, что современные британцы считают себя действительными наследниками римской империи. В каждом городе непременно установлен памятник римскому легионеру – основателю города. Начиная с Лондона, где возле Тауэра стоит римский военачальник и написано название Лондониум. Логическое подтверждение этого пафосного заявления, в том, что совре-менная Британская империя из этой логики является как бы продолжени-ем тех великих завоеваний осуществленных древними римлянами. Побывали в музее «Истории викингов». ( Активно рекламируется) По-казалось, что жизнь этих диких людей создателями экспозиции весьма приукрашена жизнь.. Но даже и без сомнений из созданной в музее их реконструкции видно, что викинги не мылись. В их деревне не воссоздано ни одной бани, хотя воссоздан уличный туалет. Весь день провели в городе, уехали только в шесть вечера и удиви-тельно быстро и без задержек и проблем домчали до Durham Radisson вос-пользовались скоростной трассой А1, где можно разгоняться до 140 км. Жаль что в одном месте дороги был ремонт ( а может работы по расши-рению) и все ехали строго 60 км в час. Водители здесь в целом дисципли-нированные, но несколько нервные. Видимо не привыкли себя правильно вести на дороге, поскольку не поучали битой по лобовому стеклу за на-вязчивые звуковые сигналы - за бибиканье – как это практикуется порой в России. Над Даремом сверкали огни салюта, с третьего раза ( спросили редкого на британских просторах полицейского) нашли гостиницу, два раза про-ехали мимо, что в целом вполне обычные результат. 6 ноября, суббота. ДАРЕМ (DURHAM). Окно нашего отеля выходило на реку, и лишь проснувшись, мы увидели, что сегодня удивительно ясный и солнечный день. Позавтракали в номере, из соображений экономии (15 футов на че-ловека). Осматривая предоставленный нам в Radisson номер невозможно было без слез вспомнить о лондонских апартаментах. Тем более что и сто-ил он на треть дешевле. Можно было бы съездить отсюда в Ньюкасл, к стене Андриана и в этот же день вернуться. Когда мы вышли на улицу, в полной мере ощутили чистоту и све-жесть субботнего утра. Многие горожане тоже решили прогуляться. На улицах было людно и даже, казалось, празднично. По мосту мы перешли шумную стремительную реку и поднялись в древ-ний город – к собору. От входных ворот к обору вела изгибаясь средневековая улица, со-стоящая в основном из сувенирных магазинов, и заканчивалась Она за-канчивалась открытой площадкой справа ль которой находился замок. К сожалению, он оказался закрыт на специальное обслуживание - встречу или отмечание годовщины. И мы поспешили в Кафедральный собор. В Дареме мы достигли самой северной точки нашего маршрута и повернули назад. Путешествие все еще продолжалось, но уже вступило в фазу возвращения. Думать об этом не хотелось, мысли о возвращении в холодную московскую рутину неприятны. Так хочется, чтобы лето про-должалось. Однако поездка еще не пришло то состояние отрыва (обычно я вхожу в это состояние к середине второй недели) – того чувства , когда за-бываешь о прошлом и не думаешь о будущем, а живешь событиями путе-шествия - околоотельной суетой, потом осмотром замка, собора, музей., а есть только дорога и ожидание увидеть за поворотом что-то необычное, или во время остановки в следующем городе. Живешь только дорогой, до-рожными заботами, когда погружаешься в эту увлекательную суету, а вме-сте с этим появляется возможность поразмыслить о вечном. До реформации в Даремском соборе находились мощи святого Кут-берта - сейчас на том месте положена мраморная плита с надписью “Kuthbertus”. В 1560 году во время Реформации гробница была разрушена, как и были выбиты витражи и замазаны краской роспись на стенах. Осматривая собор, мы пошли к памятной плите, она лежит на пьедеста-ле перед алтарем или за главным престолом собора. Жаль, конечно, что не все сохранилось в том древнем виде, как было создано почти тысячи лет назад. К этой плите приходят паломники со всего света, чтобы покло-ниться святому Кутберту. Radisson в Дареме располагала к спокойствию. Наблюдая за умиротво-ренно потягивающих пиво в холле пенсионеров, не хотелось куда-то ехать. Тем более что перед нами был древний собор, замок, с древними стенами. Вернувшись в отель мы сфотографировавшись возле своей машины, как настоящие автопутешественники и стартовали в Уитби ( Whitby) Для этого сначала вернулись по моторвейю до поворота на дорогу А:689 ( Bradbury, Sedgelield), затем поехали по дороге А174 и далее до Scarborough. Как обычно в салоне звучала классическая музыка, мы всю дрогу слушали практически одну станцию, транслировавшую симфониче-ские концерты, без рекламы и с короткими выпусками новостей, И вот между холмов показалось северное море. Поездка пришлась на неудачное время – рано темнело, поэтому большая часть переездов проходила в вечернее время, когда уже не ви-дишь ничего кроме дороги. Пока жили в Лондоне, съездили в Кентербери на электричке. Аббатство – резиденция англиканского архиепископа. А когда, наконец, было покончено с Лондоном у нас осталось всего 8 дней отпуска - этого совершенно недостаточно, чтобы во всей полноте почувст-вовать романтику путешествия на машине. Утром выезжаешь из одного отеля, а вечером останавливаешься в другом, за десятки и сотни километров, а между ними целый день, запол-ненный музеями, храмами, замками, улицами городов, магазинами, вида-ми полей, рек, лесов, заправками, случайными встречами, маленькими от-крытиями и нескончаемой дорогой. А вечером, за станицами дорожного дневника уже с трудом, вспо-минаешь, где и как начался этот день. Кажется, что время ускорилось и летит с невероятной быстротой, и в сутках уже не 24, они, кажется, растя-нулись до 25, 27, 30 часов. И вот когда перестаешь чувствовать время, зна-чит, ты достиг или максимально приблизился к состоянию, я бы его на-звал «состоянием вечного странника». И больше не вспоминаешь, не воз-вращаешься мыслями к прежней московской повседневности. Еще я часто называю такое состояние – состоянием полного отрыва от родины, от ру-тины, от всего, что творится у нас в стране. Уитби ( Whitby) Этот день стал, наверное, самым динамичным дней всей поездки, и хотя мы преодолели всего 310 километров, успели побывать в трех горо-дах, два из которых расположены на побережье Северного моря, а именно в Уитби ( Whitby) и Скарборо (Scarborough).. Уитби, спокойный городок, расположенный на берегах уютной бухты, вошел в историю как место рождения великого мореплавателя Джеймса Кука (James Cook). совершивший три кругосветных путешествия. В те давние времена, в 18 веке это была рыбацкая деревня и будущий ка-питан, видимо, выходил на пристань, провожал рыбацкие шхуны, завидо-вал морякам и мечтал о далеких странствиях. Так я предполагаю. Книжка о его кругосветных путешествиях Николая Чуковского была одной из моих любимых в детстве. И вот прошло каких-то 40 с небольшим лет, и я доб-рался до родных мест Джеймса Кука. Уитби Как раз было воскресенье и на улицах было полно народа. Прямо праздник какой-то. Мы прогулялись по гранитной набережной, на краю которой перед морским простором памятник мореплавателю. А на другом, высоком берегу гавани, живописные руины древнего аббатства. Они так красиво смотрятся издалека, что мы решили не приближаться, тем более что нужно было покупать билет и потом иди по голому полю к древним стенам, До Скарборо было совсем недалеко – 30 километров, но город пока-зался нам растянутым и запутанным. Пришлось сделать два круга, чтобы разобраться в улицах и выехать на набережную. Огромные волны северного моря с грохотом разбивались о бетонные заграждения и вспенившаяся вода выплескивалась на мостовую, заливая тротуар и ноги гуляющих. Вдали на скале был видны руины замка, а с дру-гой стороны белело здание отеля и несколько шатров непонятного назна-чения, но с виду похожих на цирки Шапито. Парковочные места вдоль набережной пустовали, и, развернув машину лобовым стеклом к морю, мы устроили походный обед. Подъехав к воротам в средневековой стене, чтобы добраться до руин замка на скале, но, к сожалению, прямо перед носом двери его закрылись – было уже 4 часа дня и рабочий день музейщиков из Британского наследст-ва был закончен. Мимо пронеслись мальчишки на велосипедах, любители тюков на склонах, по узкой и кривой и неимоверно крутой тропинке. Но все равно из-за стены открывался великолепный вид на гавань. Рядом висела табличка, информирующая любознательных, что уже 3000 лет ( три тысячи лет) а этом стратегическом месте находится дозорный пункт, из которого наблюдают и за движением кораблей. А с другой сто-роны лежал город, улицы тянулись до холмов на горизонте, над которыми висело оранжевое заходящее солнце. Как жаль, что наша поездка пришлась на позднюю осень, когда так рано темнеет, ведь летом мы имели бы еще пять часов светлого времени потратить на ландшафты и монументы. А теперь ничего не оставалось, кроме того, чтобы сесть в машину и ехать еще почти 150 километров до города Huddersfield, где нас ждал забронирован-ный в «Премьер Инне» номер. Объехав скалу с замком по дороге вдоль моря, мы оказались, словно в другом городе. Вдоль улиц сверкали сотни огней различных игорных за-ведений, ресторанов и клубо