Лондон – Кантенбери – Кембридж – Или – Линкольн – Йорк – Дурхем – Уитби – Скарборо – Манчестер – Честер – Конви – Ковентри – Уорвик – Глочестер- Хитроу.

 

Осенняя поездка в Британию

Одной летней поездки в Великобританию нам показалось мало, поэтому мы решили отправиться на Туманный Альбион еще раз - осенью, воспользовавшись для этого полугодовой визой. ( Трудно позабыть многочасовую очередь перед Британским визовым центром и легкую нервозность – а вдруг визу не дадут?) Конечно, Лондон не Хельсинки и не Осло, чтобы сказать про него: я там был и больше не поеду. Лондон не исключает возвращение, там кипит жизнь, там появляется что-то новое, что будет непременно интересно узнать и увидеть. Так что мы еще вернемся в этот город, даже не смотря на то, что останавливаться нем дорого, а на улицах толпы цветных приезжих и шумных туристов, но пусть это будет в будущем,

К сожалению, из трех дней проведенных в Лондоне только один оказался удачным на все 100% . Мы успели побывать в трех достопримечательностях – музее восковых фигур мадам Тюссо, ( сфотографировались с Путиным, Медведева пока нет) Вестминстерском аббатстве и Национальной художественной галерее.

С третьей попытки мы, наконец, попали в Вестминстерское аббатство. ( Первый раз были в цейтноте, второй - пришли в воскресенье, когда собор для туристов закрыт). Собор одновременно является главным храмом британцев, в нем происходят самые важные в истории страны события, такие как коронация и отпевание монархов. Побродили с аудиогидом между саркофагов и надгробий.

В самой старой части аббатства находится могила 26 монахов, умерших в 1382 году от бубонной чумы. Почему монахов было именно 26 остается неизвестным, зато теперь понятно, почему в Баку расстреляли 26 комиссаров. Это было сделано именно в знак почтения и уважения тех божьих праведников из Вестминстерского аббатства, что умерли от беспощадной болезни. И если историю с комиссарами можно отнести к советской идеологической мифологии, то название улицы в Москве названной в память о них, можно считать улицей 26 Вестминстерских монахов.

Заканчивается экскурсия по аббатству скромной могилой неизвестного британского солдата. Вечный огонь на ней не горит, только простая плита из гранита обрамлена красными гвоздиками и текст. И никаких почетных караулов, пафосных венков, и визитов молодожен. Захоронение было произведено 11 ноября 1920 году, ровно через год после окончания Первой мировой войны. В основу был положен грунт из могилы неизвестного солдата в Париже.

ПОЕЗДКА в КЕНТЕРБЕРИ 

Утром, на следующий день отправились с вокзала Виктория в Кентерберийское аббатство. Выяснилось, что самое существенное отличие английских поездов – стоимость проезда, второе комфорт, плавный и почти бесшумный ход вагона, отсутствие безумных толп с узлами и баулами, работников художественной самодеятельности с гитарами и гармошками, а также продавцов всякой ерунды: от мороженого до порножурналов.

В поезде ехали, наверно, часа полтора. Всю дорогу из окна можно было наблюдать за весьма однообразным пейзажем. Мы сидели практически в пустом вагоне, лишь иногда входили новые пассажиры. Так на предпоследней остановке войди две девушки лет 14-16 с довольно вызывающим макияжем, прическами и нарядами, и еще пирсингом в ушах, губах, носу,– можно было бы подумать, что это панки, но это далеко не панки - это просто юные девчонки из предместий, стремящиеся быть экстравагантными, как впрочем, многое и их возрасте.

В Кентербери сначала пошли в монастырь августинцев. Точнее это были руины монастыря, который прекратил свое существование после реформы церкви проведенной королем Генри VIII в 16 веке. Судя по фундаментам и остаткам храмовых стен аббатство было весьма впечатляющим. Сейчас же смотреть на рассыпающиеся камни было скучно. И мы поскорее закончили с монастырем, чтобы направиться в Кентерберийский собор.

Перед храмом современная скульптура архиепископа Томаса Беккета, убитого рыцарями Генриха II. Они набросились на него в храме, когда священник готовился к службе. Удар мечом был настолько сильным, что меч переломился. Сейчас там установлена скульптура в виде сломавшегося меча. Беккет был похоронен в храме. Место, где и был убит монах, со средневековых времен является местом паломничества пилигримов.

Что же стало причиной убийства монаха? Томас Беккет был назначен Генрихом II архиепископом Кентерберийским, однако после этого изменил свои взгляды на некоторые предметы политической и общественной жизни, чем вызывал негодование и гнев короля. И в результате был убит.

Когда мы вошли в собор, увидели трибуну, повернутую лицом к входу, а задней частью к алтарю. На ней шла подготовка к выступлению. Трибуна постепенно заполнялась, в храм входили люди и располагались на ней. Это были участники большого певческого хора, перед ними симфонический оркестр. Когда я осматривал собор, началась репетиция. Оркестр и хор исполнили «Реквием» Моцарта, впечатление от музыки и пения под сводами древнего собора было очень сильным.

Потом мы успели побывать в археологическом римском музее. Во время раскопок под центральной частью были найдены остатки римских строений. В античные времена здесь уже существовал большой город. В музее на основе древних фундаментов воссозданы римские бани. Пол и стены с подогревом через специальные дымоходы и воздуховоды в них должен был поступать теплый воздух от печи расположенной рядом с баней.

В Кентербери две железнодорожные станции , два вокзала – Восточный и Западный. С каждого можно уехать в Лондон, но разными маршрутами. Мы возвращались по одной из центральных улиц с множеством кафе и магазинов. Как уж так получается, что каждая прогулка по Кентербери, если начинается на Восточном вокзале, то заканчивается - на Западном. Или наоборот.

И вот мы уже вновь в поезде, прошли контролеры, обратная дорога оказалась длиннее, за окнами было уже темно, возвращались или наоборот куда-то на дискотеку ехали подростки, а Тамара опять достала телефон и почти все время играла в тетрис. Уже в начале девятого и мы прибыли на другой лондонский вокзал.

После поездки в Кентербери уже было поздно идти в «Hard Rock Café», хотя это была последняя суббота октября – известный праздник Хэллоуин. Я надеялся, что удастся увидеть, как проходит карнавал в Англии, когда участники наденут маски и зажгут свечки в тыквах. Даже в супермаркете Sainbury’s предлагался широкий ассортимент этих овощей. А на улицах встречались загримированные, и было много веселых, смеющихся детей с игрушками, возвращающихся с вечеринок.

В воскресенье утром я вышел из отеля и расположился с ноутбуком в открытом кафе, где можно было свободно курить и делать записи. Потом съездил на Пиккадильи в “Hard Rock Café”,  чтобы закрыть это эпохальное место. Там бывали участники Битлз, Роллинг Стоунз. Когда Пит Таушенд узнал, что гитара Эрика Клэптона находится на стене кафе, он предложил повестить там и свою гитару. С этого в 1971 году началась коллекция предметов принадлежащих всемирным рок звездам. И стали открываться заведения под брендом «Хард-рок кафе» по всему миру.

Рядом со стойкой бара прислонена крышка гроба Джимми Хендрикса. Веселые посетители заведения попивали пиво и закусывали стеками с картошкой “franch fras”

Вечером в воскресенье мы прошлись до Кенсингстнского парка, до мемориала принцу Альберту, установленному напротив «Royal Albert Hall». Поскольку было уже темно, позолоченная скульптура так сверкала в огне прожекторов, что на нее было больно смотреть.

Мы медленно возвращались по вечернему Лондону в свой отель. Как жаль, что время в Лондоне, мы не смогли использовать максимально. На следующий день мы поднялись на собор Св. Павла и побывали в музее Тауэрского моста – первого в мире разводного моста, в механизмах которого была использована гидравлика. Англичане преподносят его конструкцию как шедевр инженерной мысли.

2 ноября, вторник. Кембридж. ( CAMBRIDGE)

Наконец с Лондоном было покончено. Мы поймали такси и поехали на вокзал Виктория. Прощай тесный номер в гостинице Quality Crown Kensington за 126 фунтов, надеюсь, что мы больше туда никогда не вернемся. Выходит, чтобы получить комфортабельный номер с определенной уверенностью, что и все удобства будут предоставлены в полном объеме, и все будет вполне удовлетворительно, нужно закладываться на 300 долларов или постараться найти гостиницу подальше от центра. 

На вокзале столкнулись с непредвиденной проблемой: как бесплатно выехать из города. Дело в том, что Виктория находится в платной зоне ( стоимость въезда 9.в фунтов) но как объяснил мне работник прокатной конторы, оказалось, что он грузин и свободного говорит по-русски, можно проехать бесплатно, если не сворачивать на улицы отмеченные знаком «С» в желтом кружочке. Он даже начертил мне съему проезда на листке, по которой я с неимоверным напряжением и следовал.

Платная зона Лондона как выяснилось довольно большая, включает в себя практически всю центральную часть от Паддингтона до набережных Темзы, от Южного Кенсингтона до Тауэрского моста (Tower Bridge) включая Сити. Для Москвы это будет соответствовать примерно территории внутри Третьего транспортного кольца. Так что если московский мэр решится на организацию платного проезда это кардинально изменить ситуацию в городе, главное, чтобы это было сделано для всех машин, кроме такси и машин владельцев, живущих в центре.

Приветливый грузин спрашивал нас «Ну как там, в России сейчас?» Он работает в Лондоне уже восемь лет. «Да все по-прежнему – ответили мы – цены ломовые, даже на 76 бензин. У вас здесь в вашей хваленой Англии нигде не зальешь. Помните такой? – А как же – ответил грузин и рассмеялся. Он пожелал нам счастливого путешествия, а мы пригласили его в Москву открывать ресторан, поскольку грузинская кухня одна из самых лучших.

Путешествующему по Великобритании российскому автолюбителю непривычно - не увидит он на дорогах Великобритании дорожных полицейских. Нет традиционных в России постов на выезде из города ( Почему пост ГАИ должен находиться на выезде из города, а не в центре. Это никем и никогда не было регламентировано.) Нет полицейских на оживленных перекрестках, на трассах и возле светофоров, - их нет не дорогах вообще. Почти месяц мы колесили по Англии и только два или три раза видели проехавшую мимо полицейскую машину. Оказывается, что водители легко и вполне самостоятельно могут справиться с маневрами, не нарушать правил и не создавать пробок. И не совершать аварий. Контроль за соблюдением скоростного режима и проездом на зеленый свет выполняют камеры. Более того, обслуживание и установка камер слежения передана частной фирме. Этих камер оказывается вполне достаточно чтобы контролировать движение и сохранять его правильность . Вполне достаточно чтобы не было частых нарушений правил движения.

Наконец приехали в Кембридж. Чем он отличается от Оксфорда? Тем, что Кембридж – это город в университете, а Оксфорд – университет в городе. 

Сразу чувствуется, что оказались среди совсем другой публики – студенты, задорная молодежь, кто-то сосредоточен и деловит, кто-то беззаботен, передвигаются на велосипедах. По правилам или так модно, надевают пластиковые шлемы, как у настоящих велогонщиков, своих железных коней цепляют замочками к металлическим изгородям, где это разрешено. На многих фасадах домов висят объявления «велосипед на парковать».

Молодые люди разъезжают на велосипедах, кто с теннисными ракетками, кто с ноутбуком, кто с бутылками шампанского. Люди не озабочены тем, как побольше заработать. Вместо офисов спешат в библиотеки. О чем они думают? Или о своем научном проекте, или о предстоящих соревнованиях по гребле, или, быть может, о вечеринке в пятницу… Ну уж точно не о спекуляциях на бирже, деньгах и наживе. Может, я заблуждаюсь, но университетский город оставил такое впечатление. И поэтому мне захотелось там остаться, разделить такой стиль жизни. Жаль, что уже годы не те, и бизнес на карьеру исследователя не поменяешь.

Утром, когда я вышел на прогулку перед завтраком, было ощущение, что сегодня 1 сентября, когда все школьники и студенты разом пошли учиться. Из всех кембриджиских подворотен выходили мальчики и девочки с школьными сумками, ехали на велосипедах, ждали на остановке автобусов. Со стороны вокзала двигалась целая демонстрация учащихся. Я закурил и подумал, что сейчас ко мне подъедет общественная инспекция и оштрафует за курение в детском учебном городе.

Пока еще не сгустились сумерки, мы спешили добраться от своего отеля «The Earl Derby» (75.00, 119.06) я выяснил дорогу в информационном центре.

Во время первой прогулки побывали в King’s College где в часовне присутствовали на вечерней службе., потом поужинали в итальянском ресторане. На следующий день побывали на территории в колледжа Magdalene, что находится в самом конце города, а потом в самом известном - Trinity, ( 36 нобелевских лауреатов). 

Сфотографировались напротив моста «Bridge Sighe» – копия моста в Венеции. Вокруг живописный парк. Поздняя осень, желтые листья, сухая трава, георгины.

Встретили соотечественников, выпили с ними кофе и послушали рассказ о поездке в Тюмень, где на улицах полно зеков, который легко можно отличить от остальных граждан по особой старомодной одежде. Наши случайные собеседники Олег и Аля приехали из Питера, и мы обсудили возможность перевода туда столицы, и критиковали Москву за уродливую архитектуру. Потом восхищались красотой и академичностью Кембриджа, особенно осенью, когда спадает поток туристов и становится гораздо свободнее для прогулок. 

В заключение побывали в изумительном богатом экспонатами музее “Fitzwillam”, созданным на основе коллекций переданных городу работниками университета.

Стоимость обучения в Кембридже составляет не менее 20 тысяч фунтов в когда, а судя по экстерьеру колледжей, порядку и чистоте, намного выше. Хотя все колледжи независимы, нет общего руководства, в каком бы колледже не учился студент, по окончании он получает диплом Кембриджского университета. 

Во второй половине дня выехали в город Или (Ely). Вместо прямой дороги А10 оказались на дороге А 14, но разворачиваться не стали, а свернули на А 142, сделав таким образом крюк. Учитывая время, которое нам потребовалось бы, чтобы найти на расе разворот, вернуться и выехать на А10, быстрее оказалось проехать по дуге, тем более, что дорога было почти свободной.

В Или пошел мелкий дождь. В тумане и сумерках, размывал контуры взметнувшегося башен собора. На улицах не было ни души. Подъехав почти вплотную к собору, мы даже не стали оплачивать парковку. Риск, конечно, что нас оштрафуют, был, если наша машина простоит более разрешенного бесплатного получаса, но на улице было так уныло, плохой хозяин собаку не выгонит, что мы решили все-таки сэкономить 1 фунт.

В дальнейшем мы так больше никогда не делали, поскольку штраф превышает в несколько десятков раз цену паковочного билета. 

Мы вошли в собор перед самым закрытием, зал уже опустел, и в тишине раздавались звуки шагов. Это один из самых больших в Англии соборов. Он потрясает своими размерами. Можно было стоить стоять целый час и рассматривать интерьеры и расписной потолок, жаль, что мы приехали так поздно.

И поэтому, посещение дома-музея Оливера Кромвеля пришлось отложить до лучших времен. Музей здесь открыт потому, что прежде чем стать парламентарием, Кромвель служил в Или сборщиком налогов. И запомнился своей принципиальностью.

Меня удивляло: почему в Англии столько древних руин? Именно разрушенных или сильно разрушенных построек, которые не стремятся восстанавливать. Почему голые камни аббатств, церквей, замков? Многие разрушения англичане списывают на период реформации, когда Генри VIII закрыл монастыри и реквизировал их имущество. А потом через 100 лет началась гражданская война. И уже в ходе нее революционные солдаты О.Кромвеля разрушали крепости, замки и соборы, если они представляли интерес для армии короля.

После отправились ночевать в Линкольн. Путь до Линкольна – стала самый трудным отрезком нашего путешествия, поскольку ехать пришлось ночью по второстепенным дорогам, которые вовсе не предназначены для скоростной езды. Они довольно узкие и на них часто встречаются населенные пункты, в которых скорость ограничена. Англия уже спаса. Даже не светились вывески магазинов. Ехать было скучно и поэтому изнурительно. Добрались в «Ибис» только в половине десятого вечера