На паспортном контроле в Риге мы увидели футболистов в юбках. Это была команда Шотландии, направляющаяся на отборочный матч европейского первенства в Грузию. Неужели все мужчины так одеваются, подумал я с удивлением, однако ни в Эдинбурге, ни в других городах Шотландии так одетым я больше никого не увидел. 

 

     Вернулся из поездки по Шотландии уставшим от впечатлений и утомленным от ночных аэропортных бдений. Как мне было тяжело переносить непредвиденные дорожные испытания! Дело в том, что наш организатор, движимый благородной идеей экономии средств путешественников придумал лететь в Глазго через Ригу. По его замыслу на этом мы должным были сэкономить кучу денег, поскольку перелет Рига-Глазго, и обратно - Лондон-Рига на бюджетной RYANAIR стоил всего 65 Евро. Однако латышский летающий болтик (авиакомпания AIR BOLTIC) не прилетел в Москву во время из-за того, что в Шереметьево сошел с взлетной трассы какой-то советский самолет и застопорил работу аэродрома на два часа.

      Летало нас девять человек. Так, пока оттаскивали самолет, к нам постепенно приходило понимание, что опаздываем на следующий самолет в Риге. И действительно, долетев до латышской столицы, увидели хвост взмывающего в черное небо райнирского самолета. Впереди была тягостная бессонная ночь в совершенно пустом аэропорту. Ни кафе, ни полицейских, ни служащих, не говоря о пассажирах. По ночам у них самолеты не летают вообще... 

       А потом нас ждал еще целый день блужданий по Риге (конечно, я пошел на улицу Блюменштрассе, где снимался фильм про Штирлица) и вечером вылет в Лондон. Окончательно измотавшись и не в силах больше выносить транспортный идиотизм, я начал поглощение спиртных напитков еще в воздухе над Европой. И потом долго не мог отделаться от похмельного синдрома. Лишь оказавшись в шотландской деревне и вдохнув свежего чистого воздуха, посмотрев ночью на звезды, а днем на мирно пасущихся овечек, я почувствовал себя нормальным человеком.Но до этого было еще дня три. 

      После Хитроу долго ехали по бесконечной паутине лондонских улиц на автобусе, затем на другом, уже ночном добирались до Эдинбурга. Где я естественно, продолжил поглощение виски и чуть было не был забыт на остановке для отдыха. На площадке стояло пять или шесть совершенно одинаковых автобусов, и, хоть убей, не мог определить из которого я вышел. Наконец, один из них тронулся, но, проехав метров 50 остановился. Слава Богу, что мои друзья во время обнаружили наличие моего отсутствия и тормознули бас. Первый помшник нашего организатора - Новиков - десантировался, чтобы поднять меня на борт. 

   С ДОБРЫМ УТРОМ, СТОЛИЦА ШОТЛАНДИИ 

      Приехали в Эдинбург ранним утром. На местной автобусной станции наша компания выглядела несколько необычно, поскольку уже в такю рань многие были слегка навеселе. Некоротые громко говорили, кто-то смеялся, кто-то курил, кто-то допивал пиво развалясь на скамейке. И все было бы замечательно кроме того, что на транспортере выдачи багажа ( у них на автостанции примерно так же как в аэропрту, вещи выгружают грузчики на движущюся ленту) уже опустевшем я не мог найти своего чемодана. На  самом видном месте лежал очень похожий на мой, но НЕ МОЙ чемодан. Я был в шоке. "Украли! - сказал я пересохшими губами рядом стоящему Володе, -  И подбросили левак!".

     Почти всей толпой мы бросились за уходящими пассажирами. Прихватив "левый" чумик. Я увидел, что один чернокожий ( ребята называли его просто "негр") катит за ручки МОЙ чемодан! Увидев нас он прибывил было шагу, начал пугливо озираться и видимо готовиться к самому худшему в своей жизни.( Русские идут! - это вам не шутки с апртеидом шутить. ) К счастью, чернокожий оказался понятливым и сразу понял свою оплошность. Отдал мой мой и получил свой.  

     Посещение Глазго пришлось вычеркнуть из плана. Начали путешествие в Эдинбурге. (здесь о нашем отеле в Эдинбурге http://www.robbs.btinternet.co.uk/)

edinburg

Панорама Эдинбурга со стены замка

Спокойный город, наверно, как везде в Британии. Сдержанный и немного суровый. От зданий веет древностью. Дома из темного камня, вдали синеет море. В центральной части на главной туристической улице Роял Мейл ( Королевская миля), состоящей пабов, ресторанов и сувенирных магазинов, я выбрал для своей домашней коллекции тарелку с изображением Эдинбургского замка. А затем, видимо, отдавая этому дань уважения, тому, что Эдинбург – место ежегодных театральных фестивалей, я выпил свои первые в этот день 50 грамм виски именно в буфете театра КАМЕО. 

    На следующий день, мы три часа бродили по древнему замку - основной достопримечательности Эдинбурга.(Зачел себе посещение еще одного замка) В помещении бывшей тюрьмы теперь организован музей. В нем вся история Шотландии. Долго смотрел на священные королевские реликвии – корону, скипетр, меч и камень Судьбы с кольцом. Ничего особенного. Интересно, что когда сокровищам грозила опасность попасть в руки захватчиков, корону спрятали под шапкой горного крестьянина, а меч сломали пополам и запихнули под платье служанки. Специально посмотрел: на нем в самой средине имеется шов, и удивился, что же это за меч, который легко можно переломить пополам? 

В позапрошлом веке крепость уже не была королевской резиденцией, поэтому в ней устроили тюрьму для военнопленных наполеоновских войн. 

Затем отправились в музей Виски. Там среди служащих мы встретили поляка, который разговаривал с нами по-русски. Экскурсия по музею заканчивается дегустацией. А потом просто питьем виски. 

На третий день нам выдали большую черную машину корейского производства(Ssang Yong Rodius 2.7 Xdi) с семью посадочными местами, с виду похожую на большой джип. И мы отправились в поездку по замкам Шотландии. Часть наших туристов не пожелала смотреть замки, а полетела в Лондон охотиться за виниловыми пластинками. Это новое увлечение молодежи – собирать черные диски времен 60-х и 70–х годов с давно переизданными на CD записями и слушать их шипение и потрескивание на домашних вертушках. 

scotland

 В одном из замков Шотландии

Шотландия пустынная страна невысоких гор, холодных озер, лесов и рек. Встречаются деревни из одного двух домов. Собственно не деревни, а какие-то по российским понятиям хутора. Основные достопримечательности - древние замки. Они построены 500-900 лет назад. Некоторые полуразрушены, другие отреставрированы и приспособлены под отели и музеи. (Здесь об отеле Логан, в котором мы останавливались на ночлег http://www.lagganbridge.com/

Мы сделали неисчислимое количество остановок для обозревания очередного замка, озера, часовни, церкви. Слава Богу, что среди нас нашелся хороший водила, который не только шустро крутил баранку корейского автомобильчика, но еще и ориентировался в шотландских дорогах. Ехали быстро и весело. И поскольку сеть дорог поддерживается в отличном состоянии, мы смогли двигаться по сложной ломаной линии, перемещаясь от одного замка к другому. 

Один из замков – Эйлин Донан – меня особенно впечатлил. Недаром он считается самым романтическим в Шотландии. Стоит он на острове озера Донан, к которому ведет каменный мост. Внутри замка много маленькие комнатки, лесенки, галереи, все помещения превращены в музей, где восковые фигуры иллюстрируют жизнь его прежних обитателей. 

scotl2

По Шотландии. Из окна автомобиля. Провинция 

Место притяжения туристов со всего мира - озеро Лох-Несс. Вокруг набросаны бутылки из-под колы и обертки от сникерсов. А озеро? Красивое горное озеро. Такое же, как многие другие в этой стране. Чудовища я не видел. 

Проехали по острову «Скай». Холмистая местность, пастбища, пасутся стада овец. За ними никто, кажется, не следит. Забавные белые шарики на ножках. В целом полудикий остров ‘Скай” меня не вдохновил. Мне больше по душе тропические страны. Целый день мы колесили по сельским дорогам. Поздно вечером добрались до города Форт Вильям. Там и заночевали в отеле НЕВИС БАНК (http://www.nevisbankhotel.co.uk/index.asp). В городке в расчете на туристов много отелей, работающих по принципу «Bed and breakfast». По пути я видел множество табличек оповещающих о свободных комнатах. Потому что сейчас не сезон. 

power station

Одна из гидроэлектростанций Шотландии 

На следующий день продолжили путешествие. Одна из остановок была возле отеля напоминающего замок. Он стоял на высоком берегу перед голубым озером. А внизу была проложена железная дорога, там же находилась и небольшая станция. Судя по расписанию доехать сюда можно было только из Глазго. Дорога была настолько тихой, что мне показалось по ней проходит в день два три поезда. И подумалось, как было бы здорово прилетев в Глазго, погрузиться на вокзале в уютный вагон и неторопливо ехать к этому окруженному лесом и водой отелю, чтобы провести в нем несколько дней в полном покое и тишине, только созерцая из окна водную гладь и виднеющиеся вдали, на другом берегу руины средневекового замка. 

    По Шотландии. Руины неизвестного замка.

К вечеру мы были уже в аэропорту Глазго. Сдали машину и точно по расписанию прошли в самолет «Бритиш Айрвейс», чтобы улететь в Лондон. 

Суетящийся, деловой Лондон, переполненный цветными приезжими из заморских провинций, меня мало привлекал. Мои товарищи, наша увлеченная молодежь, продолжили хождение по виниловым магазинам. А я поехал в город Бат (Bath), где находится минеральный горячий источник и построенные еще римлянами бани. Сейчас отреставрированы и показываются как основная достопримечательность. Интересно, впечатляет, но не потрясает. Рядом средневековое аббатство. Есть путеводители на русском. Священнослужители улыбаются. А на главной площади посереди всего этого средневекового и римского архитектурного творчества играют на ксилофонах двое наших соотечественников. 

На следующий день поехал в Дувр (Dover). Там неприступная крепость на горе, основанная еще 1000 лет назад на месте высадки Вильгельма Завоевателя. А впереди море - Ла Манш. На другом берегу - Франция. Под крепостью вырыты катакомбы, представляющие целый город. Дувр был форпостом еще при войне с Наполеоном, тогда и построили подземный город. В Первую мировую его расширили, а во Вторую превратили в госпиталь и командный пункт. В ходе подготовки к Третьей - ядреной войне - его еще углубили, создав убежища для правительства. Часа два бродил по галереям и стенам, башням замка. Потом часа три добирался до Лондона на местной электричке. Сошел по пути осмотреть Кентербейское аббатство. Величаво. Внушает. 

Только приехал в Лондон, пришла пора с чемоданами ехать в аэропорт. Вторая задумка нашего организатора заключалась в экономии средств на ночевку в отеле, поскольку для вылета он выбрал самолет, стартующий из самого дальнего лондонского аэропорта «Стансон» в 6 часов утра. Так я не поспал еще одну ночь.