После встречи Нового года, воспользовавшись каникулами, мы отправились в Клин, чтобы побывать в доме-музее А. Гайдара.
Долго спится в праздничные дни, особенно за городом, на свежем воздухе. Поэтому в начале 12 завтракали и выехали только в первом часу. Почему решили ехать по Ленинградке – наверно одной из самых худших дорог Подмосковья, наверно потому, что это самый короткий путь в Клин. Как и следовало ожидать тащились почти два часа, пролетая отдельные участки со скоростью более 120 км в час, а другие переползая - менее 5 км в час. Один Солнечногорск чего стоит! Помимо пробок он славится еще и предельной загазованностью, загрязненностью и запыленностью. Взяли с собой внучку.
История у этого музея совсем короткая, он был организован в конце 80-х годов, и представляет собой обычный деревенский дом с тремя окнами на фасаде. Находится на ул. Гайдара 17. Кто заинтересуется, то легко сможет найти. Нужно проехать мимо Макдональдса, следуя из Москвы, один квартал и свернуть направо на ул. Гайдара. На обочине будет указатель. После поворота еще 150 метров и справа увидите характерное деревенское строение, на котором темнеет прямоугольник мемориальной доски. Такой дом остался единственный на улице. Вокруг выросли безликие блочные коробки современных жилых зданий.
Музей из двух комнат. В первой - скудная экспозиция из фотографий и вещей переданных музею хозяйкой дома Чернышевой . Во второй – чистый официоз с патетически-слащавой скульптурой Гайдара в окружении инфантильно восторженных деток.
О чем же рассказывает писатель Аркадий Петрович своим юным читателям? Конечно, о то том, как он воевал в Гражданскую, как командовал полком, как выполнял боевые задания.
Представьте, говорит экскурсовод, как легко и непринужденно ведет беседу писатель, простыми и доступными словами объясняет, почему же и за что сражался он с мирными крестьянами в Тамбовской губернии, а потом, по приказу революции, возглавлял один из отрядов ЧОНа в Хакасии и расстрелял из пулемета около 150 заложников, которыми оказались дети и жены бандитов, спрятавшихся в тайге. А что это за формирование под названием ЧОН? ( Оно увековечено в фамилии другого литературного персонажа – Ивана Чонкина). В музее это легко выясняется, что ЧОН - это оказывается части особого назначения, сформированные большевистскими руководителями первых лет советской власти для борьбы с так называемыми контрреволюционерами в тылу. Т.е. крестьянами, не желавшими отдавать последнее зерно, скот, по продразверстке. И чтобы не вдаваться в подробности, скажем просто – каратели.
В музее можно записаться как на традиционную экскурсию, в ходе которой рассказывается о биографии поэта, о его клинском и военном периоде. Она называется «Гайдар в Клину». Эта экскурсия наиболее популярна среди гостей, поскольку она отображает жизнь города в довоенный период в литературных произведениях и фотографиях.
Длится она 40 минут, в конце предлагается просмотреть фильмы по произведениям писателя.
Предлагаются и тематические экскурсии для дошкольников («Здесь жил Гайдар») и школьников (Русские посиделки «В гостях у Гайдара», «Легко ли быть писателем», «Музыка в произведениях Гайдара»).
Летом 1938 года писатель решил снять дачу. И отправился для этого ее искать в город Клин. Что повлияло на его выбор? Почему именно Клин, а не Серпухов? Подобрав себе жилье, он познакомился с дочкой хозяев и вскоре женился на ней. У женщины была дочь – Женя. Гайдар ее удочерил. Именно благодаря участию Евгении и появились в музее подлинные вещи того времени. Радиоприемник, гитара, письменный стол и пишущая машинка – все это вещи, которыми пользовался писатель.
Ответа на вопрос: почему А. Гайдар пустил корни именно в Клину? найти в музее не удалось. Это видимо “военная тайна”, если говорить языком его произведений.
Музейные работники смущаются. В Москве у детского писателя остались официальная жена - журналистка и сын. Получается, что Гайдар был натуральным двоеженцем. Ведь первой супругой он так и не развелся (возможно, потому, что она отбывала срок в лагере), а со второй — зарегистрировался. Имеется даже завещание, которое он написал незадолго до гибели в 1941 г. Что, мол, своей женой он считает Дору Матвеевну.
Второй зал музея точнее комната со стульями, на которые рассаживаются дети и смотрят фильмы по произведениям Гайдара. А вокруг на стендах висят ксерокопии вырезок из газет «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты».
А перед сеансом экскурсовод рассказывает им о последнем жизненном этапе Гайдара. О том, как он отважно сражался и погиб в первый год войны. Знакомый подход для бойцов пропагандистов.
Окончательно возвела на пьедестал героя гибель во время Отечественной войны. Лишь только она началась, Голиков отправился на фронт, правда военным корреспондентом центральной газеты, что впрочем, не спало его от гибели. По свидетельствам очевидцев он был застрелен полицейским при попытке скрыться с ведром картошки, украденным у местных крестьян.
В этом домике в 1940 году он написал свою знаменитую повесть “Тимур и его команда”. Правда, сначала была не книга, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, пионеров. В Стране Советов это был первый (а возможно, и последний) творческий диспут на заданную тему.
И еще заметим: первоначальное название сценария-повести было не Тимур, а “Дункан и его команда”. А.П. ужас как обожал странные имена. Вспомним его Чука и Гека, Кибальчиша, Однако идеологический отдел ЦК категорически запретил использовать иностранное имя Дункан и попросил А.П. придумать вместо него что-нибудь родное, русское.
Гайдар, говорят служительницы музея, страшно расстроился, все ходил по комнате и вскрикивал: “Коля и его команда”? Бред какой-то! “Вася и его команда”? Чушь!..” И вдруг с языка случайно слетело имя Тимур. Кстати, имя его сына, жившего в Москве.
Удивительно или нет? Что думал коммунар Голиков, когда находился в образе писателя Гайдара? Наверно покатывался со смеху, выдумывая трогательную историю о тимуровцах, как они помогают пожилым людям и осуждают хулиганов.
А вот и в рассказах «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Честное слово от души покуражился над теми людьми, которые серьезно относятся к сохранению тайны, в частности, военной и еще отличаются тем, что держат свое слово, называя его честным. Серьезно писал? Или бредил, находясь в очередном психическом обострении? Или смеялся над своими героями комиссар Голиков? Расхаживал в пьяном угаре по дощатому полу клинской избы и хохотал над бедными идеалистами, честными и верными мальчиками, идиотически преданными идеалам революции.
Воспитывался будущий детский писатель в семье сельских интеллигентов. Какие у него были интересы у этого мальчика, когда в 14 лет он упросил принять его в отряд чона? Может быть, он хотел сделать карьеру большевистского командира и стать при новой власти большим военным начальником? Поэтому и брался за выполнение самых крайних мер по отношению к населению. Понимал коммунар Голиков, что любую подлость, воровство, предательство или убийство по отношению к своему народу можно легко оправдать высокими идеалами большевистской революции. И не только после всех преступлений избежать наказания, но еще и прослыть героем.
И вот бывший каратель взялся за перо. Первая опубликованная повесть «В дни поражений и побед», написанная в 1925 году, была опубликована в знаменитом в то время ленинградском альманахе «Ковш». Реакция на повесть была отрицательной. Но это не смутило начинающего писателя. Поскольку задачи советским писателям - создать миф о Гражданской войне - были поставлены. И придумщик, и фантазер А. Гайдар засучив рукава, взялся за дело. Часами он ходил по саду, бормоча строки своего произведения, а потом садился за стол и записывал все, что сочинил, блуждая между грядок и яблонь.
Писал бывший коммунар простым и доходчивым слогом. Темой его произведений стала героизация и романтизация Гражданской войны. Произведения писателя сразу были включены в школьную программу, их стали активно экранизировать. И в результате советская идеологическая машина прославила Гайдара. Теперь его знают по произведениям об искренней дружбе и боевом товариществе. Трудно теперь представить, что автором их был бывших садист и изувер, грабитель и пьяница. Хорошо известен и другой писатель из бывших коммунаров – Николай Островский со своей книжкой «Как закалялась сталь».Но это уже другая история.