Дорога петляет вдоль русла реки Яхромы и в месте ее слияния с рекой Сестрой и находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Табличка на стене гласит, что построена она в 1565 году и охраняется государством.

 

Поездка на край Московской земли - в Медвежью пустынь

Медведева пустынь (Медвежья пустынь) находится в 15 км к северу от Рогачёво по направлению к деревне Нижнево. Ранее этот храмовый комплекс, состоял из двух церквей и колокольни, ныне утратил деревянную Спасскую церковь, и теперь то, что от него сохранилось, обнесено оградой и находится в удручающем, полуразрушенном состоянии.

Миновав Рогачево, мы проехали еще 10 км. и асфальт закончился, дальше до деревни Нижнево добирались по щебенке. За ней кончается Московская область, кончается и дорога. Дальше заболоченные луга, перемежающиеся жидкими березовыми рощицами, непроходимые кусты, канавы, топь. 

Закончилась дорога, кончается и нормальная жизнь, ведь это гнилое место не заинтересует обычного человека, но оно, видимо, вполне подойдет для уединения. Да, именно сюда, подальше от людских глаз и уходили те, кто решал покончить с мирской суетой и посвятить себя самосозерцанию.

Сейчас до деревни Пустынь от Рогачево можно добраться за 15 минут на рейсовом автобусе. Им пользуются местные дачники. Да и они в этом медвежьем угле появились сравнительно недавно, поскольку дачному строительству в этих местах не более четверти века. А представьте, что здесь было 600 с лишним лет назад, когда на этом месте появился первый деревянный храм?

Тогда, в далеком 1360 году по благословению преподобного Сергия Радонежского и по инициативе преподобного Мефодием Пешношского здесь было начато строительство храма. В 1540-е гг. царь Иван Грозный после продолжительной болезни совершил паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. По дороге он остановился в Николо-Пешношском монастыре и сделал крупный денежный вклад. На эти средства в 1547 г. и было начато строительство каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пустынь. 

Небольшой ансамбль строгой архитектуры сложился в XIX в. на основе упразднённой в 1764 г. Медведевой Богородице - Рождественской пустыни, находившейся на его территории с конца XVIII в. по 1814 г

В XVI в. также была выстроена трехъярусная колокольня, перестроенная в 1871 г. В это же время из соседнего села Дулова в Медведеву Пустынь была перевезена деревянная Спасская церковь (в советское время храм сгорел). С конца XVIII в. по 1814 год на территории обители находилась богадельня. В XIX в. храм Рождества Пресвятой Богородицы был реконструирован и заново освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым). В 1937 г. церковь закрыли, имущество разграбили. 

Если не признали бы архитектурную постройку 16 века памятником, то разрушили и растащили по кирпичам, не сохранился бы он вовсе.

Впрочем, осматривая церковь, можно заметить, что в советские годы она была приспособлены под какие-то хозяйственные нужды. По новой кладке видно, что кирпичный световой барабан и луковичная головка, венчающая храм, восстановлена совсем недавно.. Сохранилась трехъярусная шатровая колокольня. Время выщербило кирпичи. Сейчас на ней установлены колокола. В 1999 году храм был передан Православной церкви, начались восстановительные работы. 

В храм вернулась жизнь, но восстановление идет медленно. Кажется, о строительной площадке позабыли, завезли доски, кирпичи, начали что-то делать, а потом отвлеклись… Словом неспешно идут восстановительные работы. А рядом с церковью кладбище со свежими могилами. 

Мы вернулись в село РОГАЧЕВО. Население его составляет 3409 человек. 

Первое упоминание относится к 1428 году, когда Дмитровский удельный князь Пётр Дмитриевич подарил село Николо-Пешношскому монастырю. В начале XVI века через Рогачёво проходили речные торговые пути, связывающие Москву и русский север. Село было последним рубежом, куда по Яхроме могли подняться тяжёлые грузовые корабли и в нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда и везли выше по реке в Дмитров. С потерей значения этого торгового пути в начале XVII века Рогачёво сохранило роль местного торгового центра. Рогачёво находилось также на перекрёстке двух крупных дорог средневековья: из Клина в Дмитров, и из Москвы в тверскую Корчеву — крупный порт на Волге.

История названия села Рогачево. В средние века рогатка или рогатина — типичное оружие для обороны от неприятеля. Рогачёвцы, жившие на окраине московских земель, были вынуждены частенько к нему прибегать, чтобы обороняться от нападений со стороны Тверского княжества. Вторая версия заключается в том, что название пошло от распространённого в этих местах гребенного производства, гребни же делали из рогов. Однако, краеведческие изыскания не подтверждают значительного распространения этого ремесла. 

Ещё не доезжая Рогачеве можно наблюдать величественный силуэт грандиозного даже по столичным меркам Никольского собора, названного в большинстве источниках церковью… 

Это монументальное здание возведено на обширной торговой площади во второй половине XIX в. Колокольня в четыре яруса окончена в 1877 г. Два эти объёма соединены между собой посредством протяжённой четырёхстолпной трапезной (1853 г.), завершённой массивным, приземистым барабаном с главкой. 

По периметру Никольской церкви сохранилась массовая жилая двухэтажная застройка конца XIX - начала XX в., сменившая торговые лавки и гостиный двор, составлявшие ранее с храмом целый квартал. Кирпичные домики, заурядной архитектуры, сами по себе малоинтересны, но в целом создают колоритную картину провинциального купеческого городка, центр которого по обыкновению, обстроен деревянными избами, будто вырастающими из пышно цветущих садов и огородов. 

Здесь так же есть, переброшенный через речку Лбовку основательный мосток, кажется сооружённый ещё до революции, и тряская булыжная мостовая. 

Епископ Дмитровский Алексий, посетивший село в 1883 г. несколько раз назвал его городом. И не даром, кроме величественного храма и деревянной церкви на погосте в Рогачеве были: общественная богадельня; двухклассное, министерства народного просвещения училище; женское земское начальное народное училище; земская лечебница с амбулаторией; здание Рогачевского волостного правления; почтовая станция; частная аптека; бесплатная библиотека и иконописное заведение. Центр села занимал общественный сад с бульваром, основу которого составили посадки бывшей усадьбы священнослужителей. 

Громада Никольского храма пустует, богослужения проходят в помещении трапезной. 

Поражает своими размерами Никольский собор в Рогачево. Построен он был в 1862—1886 г.г. на деньги русских купцов Мошкина и Гордеева и с поистине купеческим размахом. В 1877 завершена колокольня. Сейчас в селе проживает немногим более трех тысяч человек. Собор же вполне может вместить и в несколько раз больше прихожан. Не преминули увековечить свои имена два местных жителя, заработавшие свои капиталы на торговом пути из Клина в Дмитров. 

На равнинной местности храм видится издалека. 

Напротив Никольского собора открыт Трактир, где можно получить комплексный обед всего за 90 рублей. Пустое пространство перед храмом используется для воскресного рынка. Рогачево – это захолустье и тоска. 

После осмотра села отправились в Николо-Пешношский монастырь ( находится в посёлке Луговой, примерно в 6 км от Рогачёва). Древняя монашеская обитель потрясает сочетаниями разных сторон жизни - в нем находится психиатрическая больница, местный дом культуры, а также действующая церковь. 

История обитель начинается в 1361 г., когда она была основана учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в неё речки Пешношки. Каменное строительство началось в начале XVI в., а во второй половине XVII в. в обители уже не осталось деревянных строений. 

XVIII век для Никольского монастыря - период упадка. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, а в 1764 г. и вовсе упразднён. В 1766 г. монастырское общежитие было вновь возобновлено, но строительства в этот период времени не велось. Работы, проводимые в монастыре в нач. XIX в. свелись в основном к переделкам и искажениям древних сооружений. 

Никольский собор, древнейший памятник обители, сооружён в начале XVI в. Первоначально двуглавый, он за время своего существования претерпел множество переделок. Несколько раз менялось количество глав (две, четыре, пять, одна), пристраивались и реконструировались паперти и трапезная, видоизменялось стилистическое направление наружного декора. 

После реставрационных работ 1964-65 гг. древнему ядру собора в основном возвращены его первоначальные формы. Ныне одноглавый, Никольский собор принадлежит к крестово-купольному типу храмов. Его плоские фасады расчленены на три прясла лопатками и завершены килевидными закомарами. С трёх сторон сооружение огибает паперть XIX в. в стиле классицизма. 

Мы остановились перед воротами монастыря. Навстречу вышел охранник и объяснил, что на территорию больницы он может пропустить только в часы посещений. Тут раздались удары в металлический гонг и больные потянулись на полдник. Гримасы идиотизма на лицах, нищенская одежда, в руках пакеты с кружками и ложками. Эти люди проходили мимо нас мрачной вереницей, останавливались, махали руками, некоторые даже делали попытки вступить в общение. Рядом стояли охранники, которые не позволяли психам, а по существу глубоко несчастным даже не осознающим глубину своего несчастья людям остановиться и гнали их дальше – в столовую. 

Когда смотришь на душевнобольных, кажется, что стоишь на краю пропасти. Здесь – благополучие, путешествия, общение и уважение, свобода, а там – ничего. Только вонь казенной больницы, помои, болтушка и отбросы в качестве пищи. Грязная одежда с чужого плеча и никакой перспективы, никакой надежды. И никакого человеческого отношения, поскольку психически ненормальный лишен всех прав гражданина и следовательно вычеркнут из общественной жизни.

Сейчас монастырь постепенно возрождается. Конечно, было бы логичнее перевести психбольницу в другое место, но пока церковные и светские власти не нашли консенсус. 

Еще побывали в двух храмах неподалеку от село Лугового. В деревне Говейново и Куликово. Тоже до недавнего времени руины. Но в них уже вернулась жизнь. Идут службы.