НА МОГИЛУ боярони Морозовой

      В субботу 13-ого марта 2010 г. мы отправились в центр старообрядчества древний город Боровск. Говорят, что город  застыл в Х!Х веке, но это не совсем правильно, поскольку город вообще застыл.

      Проехав два круга по центральной части города, я отметил, что столько людей, увлеченных ездой на автомобилях  «Жигули», давно уже не видел. На центральной площади, напротив милиции по-прежнему стоит памятник. Картавый вождь всего прогрессивного человечества призывает идти в светлое будущее. Безвременье. Только на заборах и на дверях магазинов висят плакатики с фотографиями кандидатов в депутаты. На следующий день в городе должны состояться очередные выборы. Хотя прочем что в чем отличие, ведь и в советские времена тоже  все кого-то выбирали. Но ничего не менялось.

borovsk

Одна из центральных улиц Боровска

  Просматривая историю Боровская невольно задумываешься о патриархе Никоне и протопопе Аввакуме. Их полемика уникальое явлеие в развитии отечественной религиозно - философской мысли.  Они  мыслителей российского средневековья. В чем же действительные причины раскола? Неужели столько копий сломано, людей погублено из-за спора сколькими пальцами креститься? Или как писать иконы? Или проводить службы?  Как-то неубедительно звучат официальные объяснения. Кстати, любопытный факт- и Никон, и Аввакум были мордвины. Только один эрзя, а другой мокша... 

tcsil

Памятник Циолковскому. Напоминает памятник Бродскому в Москве. Взгляд устремлен к звездам - в будущее. Своим духовным учителем Циолковский считал философа Николая Федорова, который преподавал в местной школе некоторое время.

     Боровск считается одним из центров старообрядчества. При встрече часто оказываются весьма неприветливыми людьми. Раздраженные и необщительные. Даже странно, что верущие христиане могут оказываться такими невежами. Стоит войти в храм, так тебя сразу за что-то оговорят: не так одет, не во время пришел, неправильно стоишь, и так далее. И в следующий раз уже не хочется заходить - портить себе настроение. 

  Впрочем храмы староверов открыты во многих древнерусских городах, но Боровск знаменит еще и тем, что там в заточении в Пафнутьевом монастыре провел несколько лет протопоп Аввакум – один, говоря современным языком, из идейных лидеров старообрядцев.

  Поэтому первым пунктом посещения города стала экскурсия в это культовое заведение. В монастыре мне показали примерно то место, где находилась его келья.( камера). В остальном там не так много интересного. 
      Официально городу более 600 лет, сколько на самом деле трудно  утверждать, не особенно я верю исторической науке, точно указывающей вплоть до дней и часов происхождение событий. Во времена раскола в этом городе уже было несколько церквей и монастырей. А теперь все улицы названы именами большевистских политических деятелей. Тоска. И на улицах с именами  безбожных инородцев стоят разрушенные православные храмы.  

 Рядом с торговым центром точнее обычным  рынком под крышей открыт теплый туалет за 10 рублей. Желающих так потратиться мало, поэтому чисто.

      Напротив   заброшенного здания горсовета с гербом РСФСР ( рядом милиция)  открыт вполне респектабельный ресторан-кафе – ИЗБА. С летней веранды открывается красивый вид на пойму Протвы, на собор Бориса и Глеба. Другие церкви старообрядцев.

bor 2

     Ворота Пафнутьева монастыря.  В этом монастыре находился в заточении протопоп Аввакум - инакомыслящий древней Московии. Сейчас в монастырь приходит много поломников, которые выстаивая мнгодневные очереди, обращаются к служителям за жиненными советами. 

   Насколько глубоки  и далеки в исполнении своих обрядов православные, в своем рвении,  истовом рвении  к ограничению во всмем, так старообрядцы еще хуже. Строгости еще строже.

      Часовня боярыни Морозовой.  Кто же не видел картину Сурикова? Боярыня приняла согласно легенде мученическую смерть. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество? Поэтому  русская душа и  склоняется перед такими вот мучениками.  и именно в "обаятельной силе чужих мук" в этом и есть одна из причин притягательности "Боярыни Морозовой»

      Зашли в местный краеведческий музей. Хаотично расставленные экспонаты со времен  протопопа Аввакума до трагедии Чернобыльской АЭС.

 

  Протопоп Аввакум происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.

          Одна из особенностей города – фрески на стенах домов, точнее граффити. Изображены портреты и фигуры, пейзажи и улицы. Такое художество оживляет унылые стены. Но сюжеты и стиль примитивизма не вдохновляют. Стихи написаны местной поэтессой.

Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе "книжной справе". Однако после того, как Иосиф в 1652 году скончался, московские справщики были заменены украинскими книжниками во главе с Арсением Греком. Этим руководил новый партиарх - Никон. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Сначала Никон хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в поданой царю челобитной и написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.

borrr

   Характерная картина для современной России. Многие дома брошены жильцами, разрушены и подожжены.

      Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в результате 1663 году Аввакума вернули в Москву. Первые месяцы его возвращения были временем большого личного торжества Аввакума — именно царь  показывал расположение к нему. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы. Царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то по крайней мере не критиковать её. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, за то что они вверли неравносложный 4-конечный крест вместо принятого на Руси 8-конечного. А также за исправление Символа веры, Трехперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.

ddd

Типчная сельская улица в Боровске. Унылая российская глубинка. Здесь не мостят плиткой.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания.

В 1666 году Аввакума привезли в Москву, где  13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему наархиреев.

hhh

Стихийный рынок сувениров и различных артефактов возле входа в Пафнутьев монастырь. Так местные жители пытаются заработать хотя бы немного денег. 

      И после этого они не отказывались от мысли переубедить Аввакума, факт расстрижения которого был встречен большим возмущением в народе, и среди бояр. Попытались вновь уговорить Аввакума уже перед лицом восточных патриархов вЧудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в 1667 году в далекий Пустозерск, от Арханельска около 1500 километров. Вместе с ним в ссылку отправились  Лазарь и Епифаний, которым вырвали языки. 

      Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. Только в ХХ веке, а именно в 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых. Прошло 75 лет, когда 5 июня 1991 года в Нижегородской области, в селе Григорово был открыт памятник писателю и мыслителю Аввакуму.

ищкккк

Одна из площадей современного Боровска. Церковь на втором плане привели в божеский вид.

       Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй».

Панорама Боровска с высокого берега реки Протвы. 

       Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.

      Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.

bor5

Храм в руинах. Вокруг и внутри еще советская авторемонтная мастерская для городской техники.

А что же сказать об оппоненте Аввакума? Судьба Никона необычна. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов  (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином.

       Детство Никиты, выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту, и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского священника  была  предопределена и предначертана, но внезапно от болезни умирают трое его детей. Трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и постричься в монастырь.

      Никита отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и там был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли.

        Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Затем отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Некоторое время Никон провел в уединенной келье, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву.

        Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. По своему характеру царь был подвержен постороннему влиянию, а в свои семнадцать лет, царствуя меньше года, он нуждался в духовном руководстве. Никон произвел на молодого царя столь сильное впечатление, что он сделал его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых.

      В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Произошло по настоянию царю, и Никон был рукоположен в митрополиты еще при живом митрополите Новгородском Авфонии. Резюмируя, можно сказать, что за все время руководства церковью Никон проявил себя энергичным владыкой.