В аэропорту Праги нам выдали Шкоду «Октавию» комби 2008 г.в. с дизельным двигателем. В просторный багажник легко уместились наши объемные чемоданы. Прага опять стала для нас отправной точкой. Точнее сказать, аэропорт Праги – Рузине.
Только мы выехали из аэропорта, сразу заблудились. Виной тому были чешские дороги и трудно выговариваемые названия городов. А навигатором же в этой поездке не пользовались. Да еще пошел дождь, видимость ухудшилась.
Пересекли германскую границу в густом тумане. Дорога поднималась в гору и где-то на самой высокой её точке, на перевале из тумана неожиданного нарисовались машины полицейских, рядом беззаботно стояли сами стражи порядка и о чем-то говорили. Они даже не посмотрели на нашу красную «Октавию». Как приятно видеть такое безразличие со стороны полицейских и пограничников
Германия встретила нас суровыми хвойными лесами, дорога петляла вдоль каменистой горной речки. Эта земля называется Саксония. От свежего воздуха закружилась голова. Подумалось, а как замечательно провести в этих местах знойные недели лета. Тем более, что в городках по пути часто мелькали гостиницы, практически в каждой, сообщали вывески на фасаде, фасаде, были свободные комнаты. Курортный сезон в этих местах еще не наступил.
ДРЕЗДЕН
В Дрезден приехали во время – к двум часам. Было пасмурно, шел мелкий дождь. Было много непривычных для Европы широких и пустых улиц, вдоль которых только современные постройки. Лишь в центре возведено несколько кварталов, стоящих как-то разрознено, они напоминают прежнюю застройку. После бомбардировки английской авиацией 13 февраля 1945 года Дрезден - культурный центр Европы был полностью разрушен. Погибло около 250 тысяч жителей. Произошла катастрофа гораздо страшнее Хиросимы.
С момента воссоединения Германии возрождение Дрездена ускорилось. Тамара рассказывала, что первый раз побывала в Дрездене еще в начале 70-х годов. Тогда город еще стоял в руинах. На улицах были горы битого кирпича и щебня. Теперь мусор убрали. Руины разрушили. Восстановили из груды обломков главный собор - Фраукирхе. Перед ним один из памятников города - реформатору Мартину Лютеру (1483-1546).
В путеводителе я нашел точный адрес дома В. Путина. Если через 350 лет перед ним установят памятник, значит, у нас был действительно великий президент. И предложил Тамаре сходить посмотреть не его дом, она отказалась, поскольку не любил российского президента, считая его узурпатором власти и пособником коррупции.
Город возродился, восстал из пепла. Но все равно в нем пустынно, голо и неуютно. Быть может, была плохая погода, быть может, не туристическое время. Движение транспорта почти отсутствовало. Возле вокзала на улице какие-то мужчины явно неработающего вида пили из бутылок пиво.
Мы поселились в гостинице APARTHOTEL NEUMARKT ( очень хорошо расположена - на центральной площади, хотя гулять по городу неинтересно, нам дали двухкомнатный просторный номер с кухней). Оставалось еще достаточно времени, чтобы успеть осмотреть галерею Старых мастеров. Ради этой великолепной коллекции, собранная королем Саксонии Августом Сильным и в дальнейшем его сыном – Августом III в XVII – XVIII веках. и в частности, чтобы увидеть Сикстинскую Мадонну Рафаэля я и вставил Дрезден в маршрут. В былые времена сам Федор Михайлович Достоевский специально приезжал в Дрезден, приходил в музей и, попросив у служащих стул, усаживался напротив картины, и смотрел на нее часами.
Вечером ужинали в уютном ресторанчике в самом центре города. Были немного удивлены необычной манерой игры пианиста. Крайне экспрессивно он ударял по клавишам, но инструмент звучал приглушенно. Наверно это сделано, чтобы не мешать многочисленным посетителям кабачка вести дружеские беседы за кружечкой пива. Нам, кстати, подали по бокалу очень вкусного темного фруктового пива «Дизель» . Это пиво очень понравилось Тамаре. Мы искренне радовались, что первый напряженный день нашего путешествия заканчивается так по-доброму, в уютной обстановке милого немецкого кабачка.
На следующий день замешкались с вещами, поскольку в гостинице APARTHOTEL NEUMARKT нам дали такой просторный номер, что разбросанные по всей его площади вещи пришлось собирать минут сорок. Тамара ходила из комнаты в кухню, удивлялась и радовалось свободе. Да еще ворота в подземном гараже не хотели открываться, поскольку я сразу не смог сообразить, как пользоваться премудрым устройством, прилепленным администратором к лобовому стеклу моей машины.
Только в половине десятого мы выехали на автобан Е55 в Росток. Это была стремительная езда в ласковых лучах утреннего весеннего солнца со скоростью 160 км в час. Не заметили, как долетели до Берлина и пропустили нужный съезд на кольцевую. Автобан неумолимо засасывал нас в центр города, что совершенно не входило в наши планы. Мы проезжали мимо еще одного большого города, в котором будь у нас немного больше времени мы обязательно побывали бы.
И вот уже на городском горизонте, где-то там, на востоке показался шар телевизионной башни – символа гдровского Берлина - но к нашей радости автобан не растворился в обычных улицах, он по-прежнему стремительно летел на север. И вот мы миновали обозначения границы, пересекли сектор Западного Берлина – этот островок белого в море красного – и вновь оказались в восточном секторе. На почти пустой дороге скорость выросла до 180 км в час, большего из нашего автомобиля выжимать не удавалось. Мотор работал как-то мне казалось натружено словно на пределе. За рулем уже была Тамара. Она наверно вообще не обращает внимания на тахометр. Где-то на средине пути между Берлином и Ростоком мы сделали привал. Остановились на бензоколонке, достали бутерброды, взяли в кофе и устроили себе второй завтрак. Вокруг была казалось нетронутая природа – невысокий лес на песчаной почве, далее были видны кусты , там начиналось болото. Подобный скучный пейзаж сопровождал нас почти всю дорогу до Балтийского моря. Мы торопились, больше не останавливались – нужно было успеть на паром, отправлявшийся в начале третьего, иначе бы пришлось ждать в порту следующего еще три с половиной часа.
Чтобы погрузиться на паром до Гедсера (Дания) (Gedser) нужно проехать мимо Ростока, затем следовать указателям, слева остается огромная электростанция, и выехать к порту. Отправляются паромы примерно через каждые два часа, и находятся в пути 1 час 45 минут.
Мы вышли на верхнюю палубу и долго смотрели, как уплывает назад в лучах заходящего солнца Германия. Поскольку прежде мы не переправлялись через море на паромах, нам было довольно любопытно побродить по просторным палубам. Тем более была солнечная погода и можно было стоять под лучами солнца в порывах морского ветра, любуясь небом и водой. А можно было заняться шопингом в магазине.
Через час показался датский берег, уставленный сотнями вращающихся ветряков. И сначала казалось, что эти башни с лопастями вырастают прямо из моря.
ВОЛЬФСБУРГ.
После этого выехали на автобан и через четыре часа были в немецком городе Вольфсбурге – родине всемирно известного и популярного автомобиля Фольксваген. Побывать на заводе Фольксваген хотелось еще и потому, что уже много лет езжу на машинах именно этой марки.
Еще в далеком 1936 году А. Гитлер пригласил Ф. Порше и поручил ему спроектировать автомобиль, который по цене будет доступен почти каждому работающему немцу. Порше выполнил заказ, после этого и было решено основать возле города Вольфсбурга завод по производству этих автомобилей.
Поколесив по ночной промышленной зоне, переходящей в город и наоборот, мы наконец нашли наш отель. Такого «замечательного» отеля как под Вольфсбургом у нас еще не было.( AUTOHOTEL BRAUNSCHWEIG EUR 72.00 94.13 BRAUNSCHWEIG DE ). Нам впервые сколько мы уже путешествуем предоставили номер без туалета, только с раковиной и душем. Кровати в номере тоже были раздельные , стояли по сторонам от маленького столика перед окном. Зато на первом этаже был красивый ресторан, где мне подали бокал наисвежайшего пива. Отель больше подходил на пристанище уставших дальнобойщиков, чем на место отдыха для путешественников. Впрочем все эти «неудобства» нашего проживания нас мало беспокоили. Они нас даже позабавили. Только мы вошли в номер, раздался телефонный звонок. Это был Алексей, мой знакомый еще по поездке в Лондон живущий в Германии, и мы договорились встретиться завтра в 9 часов возле вокзала. Так что из отеля нем предстояло выехать рано утром, сразу после завтрака.
Перед экскурсией подобрав Алексея мы направились на завод. С Алексеем я познакомился в Праге, несколько лет назад, когда ездил туда отмечать день рождения Севы Новгородцева.
Гостевая зона перед заводом больше похожа на парк для прогулок с детьми. В ней построены павильоны марок автомобилей входящих в концерн Фольксваген - АУДИ, Ламборджини (Lamborghini), СЕАТ, Шкода. Почти все марки концерна представлены в одноименных павильонах, а 48-метровые "автобашни", стали новым опознавательным знаком Вольфсбурга. В них размещаются только что сошедшие с конвейера автомобили, отсюда их и забирают счастливые покупатели, специально приезжающие на завод для получения автомобиля на заказ.
Потом мы сели на автопоезд, и нас провезли по всем цехам, начиная от штамповочного и заканчивая сборочным. Жаль, что гид говорил только на немецком, Алексей не успевал переводить.
Собственно, что можно увидеть на немецком заводе - везде чистота и порядок. По цехам рабочие и инженеры передвигаются на велосипедах. Много операций автоматизировано, но без ручного труда не обходятся. В каждой смене работает 8 тысяч человек.
Перед началом экскурсии гид попросил не фотографировать в цехах, оговорившись, что у Фольксвагена нет секретов от потребителей, однако съемка является вторжением в личную жизнь рабочих, а это нарушение закона. Конечно, я решил нарушить закон, но так неумело и глупо, что лишь я вынул фотик из кармана, гид заметил, остановил поезд, подошел ко мне и прочитал громко нотацию.
В основном на завод приезжают для получения автомобиля на заказ. Делают на этом заводе модели Гольф, Тюран и Туарег На территории есть автодром, где можно покататься на этих машинах.
После осмотра завода мы пообедали в кафе на втором этаже главного корпуса. Сфотографировались на память. Дефицит времени не позволял нам провести больше времени в этом городе, немного грустно было прощаться с Алексеем. Он отправился к себе домой, а мы поехали в Эрфурт.
ИЗ ВОЛЬФСБУРГА В ЭРФУРТ
Навигатор настойчиво предлагает ехать в Веймар в объезд, по автобанам, через Геру, электронная машина не понимала всех тех красот, которые нам открылись, когда мы поехали в Эрфурт напрямую – через Национальный парк Гарц.
Узкое шоссе петляло по живописному горному массиву, по еловому лесу от одного старинного городка к другому. В одном из них - Вернигороде - мы видели удивительно красивый и величественный замок. Его называют «Нойшвайнштайн в Гарце». Обидно было проезжать мимо и смотреть, как автобусные туристы, только из окна. Рядом с Вернигероде город Кведлинбург (находятся под охраной ЮНЕСКО) Они совершенно не пострадали во время Второй Мировой войны и погружают своих гостей в мир фахверковых двухэтажных домов, черепичных крыш из сказок Андерсена и кривых улочек.
Проезжая по ним, чистым и опрятным, брусчатые мостовые, гостиницы с вывесками XVIII века и... мы заметили, что на всех домах, в окнах, на расстежках самые выставлены разнообразные куклы. Так местное население готовилось к Вальпургиевой ночи. На территории заповедника находится самая высокая гора в Саксонии Броккен (1141 м), где ежегодно в ночь с 30 апреля на 1 мая проходит праздник всех ведьм. На нее можно поднять по узкоколейке, чтобы поучаствовать в «ведьминских» шествиях с факелами в руках и в костюмах чертей и ведьм.
Традиция уходит корнями в языческую древность, этот праздник посвящен началу весны. По преданию, ведьмы собираются во главе с дьяволом Урианом, устраивают дикую оргию и соревнуются в колдовском мастерстве. Об этом еще Гете в «Фаусте» писал.
В стороне от дороги мы видели огромные отвалы грунта – это месторождение серы и мышьяка и других металлов, разрабатываемое в этих краях с древних времен.
Зря мы спешили в Эрфурт, переживая от возможных проблем с поиском отеля. Сразу же, лишь въехали в центр города заметили указатель отеля «Ибис», вскоре были возле отеля, администратор радушно закивал, подтверждая наличие свободные номеров.( Почему, когда приезжаешь вечером и не бронируешь заранее , то комнату всегда дают в конце коридора?). После ужина в местном ресторанчике пошли гулять по вечернему городу.
Насколько отличается Эрфурт от Дрездена! Изогнутые улочки с многочисленными кабачками, где счастливые эрфуртцы попивают наисвежайщее тюрингское, магазины, кондитерские лавки ( из-за позднего часа уже были закрыты), древние соборы, дома и между ними стремительно словно летят практически бесшумные трамваи.
ЭРФУРТ – ВЕЙМАР.
Где-то на этом отрезке пути мы должны были пересечь бывшую границу между двумя немецкими государствами. Однако, полосы отчуждения, ни остатков бетонных укреплений, ни обрывков колючей проволоки увидеть не удалось. Видимо сровняли с землей. Хотя уже прошло 20 лет с момента разрушения Берлинской стены, все равно заметно отличается жизнь в Западной и Восточной Германиях. Это и понятно, ведь чтобы восстановить хозяйство после советской разрухи, требуется не меньше времени, чем эта разруха царила, т.е. 44 года.
В Веймаре первым делом пошли в дом Гете, затем в дом Шиллера, осмотрели ( только снаружи) театр, где заседало Веймарское правительство и отправились в Бухенвальд. Хотелось взглянуть на надпись на воротах "Jedem das Seine"- «Каждому своё». Оно же по латыни Suum Cuique - мощная и яркая формула справедливости из Кодекса Юстиниана. «Каждому по заслугам» можно понимать, как наградить по заслугам, так и наказать по заслугам.